«Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников»

29.01.2021

Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках воспитательной работы классного руководителя.

Формирование семейных ценностей тесным образом связано с воспитанием нравственных начал личности в условиях конкретной семьи. Это очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций. На формирование семейных ценностей у детей и молодежи серьезное влияние оказывают такие негативные факторы, как разрушение нравственных представлений о семье и браке; смещение традиционного понимания роли родительства; падение престижа материнства и отцовства, утрата семейных традиций и т.д

На современном этапе развития общества у подрастающего поколения происходят изменения ценностных ориентаций в плане создания семьи. Это напрямую связано с тем, что утратилось традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной любви, труда и усилий со стороны взрослых, направленных на установление духовного единства с детьми, родительской и супружеской ответственности.

Семья является основополагающим фактором, влияющим на духовно – нравственное становление личности. Именно в семье закладываются основы ответственного отношения старшеклассников к своей будущей семье, супружеским и родительским отношениям.

В период ранней юности ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Юность - период стабилизации личности. В связи с осложнением самосознания усложняется отношение к себе и к другим; обостряется потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы; появляются взрослые роли и обязанности: старшеклассники получают паспорт, несут ответственность за правонарушения. Старшеклассники определяются с гражданской позицией, обусловленной появлением новой социальной ситуации "Я и общество".

Общение с ровесниками чрезвычайно важно в этот период. Оно выполняет другие функции, чем общение со взрослым. Общение с ровесниками происходит на уровне исповеди. Оно носит интимно-личностный характер. Взаимоотношения делятся на дружеские и товарищеские. Юношеская дружба выполняет функцию психотерапии, поддержки, самоуважения. В этот период возрастает избирательность, соответственно, уменьшается количество друзей. В основе стремления к дружбе лежит потребность в самораскрытии, понимании другого и себя другим. Содержанием такого общения есть реальная жизнь: проблемы совместной учебной деятельности, общественная работа, совместный досуг, развлечения, спорт.

Для ранней юности характерна идеализация друзей и самой дружбы. Юношеская дружба не только склонна к исповеди, но и очень эмоциональна. Часто даже те, кто имеют друзей, переживают одиночество из-за неспособности выразить в общении полноту чувств.

Возникновение чувство влюбленности связано с половым созреванием, желанием иметь очень близкого друга, потребностью в сильной персональной эмоциональной привязанности. Влюбленность, первое свидание часто становятся ответом на внутреннюю потребность любить, быть взрослым. Юношеская мечта о любви выражает стремление к эмоциональному контакту, пониманию, душевной близости.

Старшеклассники должны знать и осознавать социальную сущность семьи и ее последствия для личной жизни, усвоить определенную сумму знаний по психологии, социологии семьи и брака, физиологии. Семья должна формировать адекватные брачно-семейные представления, способствовать воспитанию и самовоспитанию необходимых для жизни в браке качеств.

В исследованиях отечественных ученых установлено, что у подрастающего поколения формируется система ценностей, основанная на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, нарушении семейного уклада, низком уровне представлений о материнстве и отцовстве.

Наиболее значимые ценностные ориентации старшеклассников - это любовь, активная деятельная жизнь, уверенность в себе, широта взглядов, воспитанность, аккуратность.

Юноши и девушки по отношению к своей будущей семейной жизни проявляют максимализм, так как считают, что для них важна социальная активность членов семьи, их эмоциональная поддержка, духовное развитие, высоки требования и к внешней привлекательности партнера.

У большинства старшеклассников преобладает установка на отсутствие традиционно мужских и женских ролей и обязанностей в семье, к сожалению, нет представления о способах преодоления трудностей в семье, о специфике и динамике отношений мужчины и женщины и жизненном цикле семьи.

Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни подразумевает становление ответственного отношения к родительству. Оно достигается с помощью различных показателей, например, понимания себя, своих решений, осознание родительской составляющей своей личности.

Очень важно чтобы семейная атмосфера в родительской семье способствовала развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости) и представляется важной для становления положительного образа семьи. Важнейшим условием эффективности семейного воспитания и подготовки к семейной жизни является разумная организация всей жизнедеятельности родительской семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам и традициям, создание благоприятного микроклимата, совместная трудовая деятельность.

Кроме того, роль родительской семьи на этапе подготовки к семейной жизни заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В частности, это - самоидентификация себя как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены.

Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального восприятия близких людей. Мать и отец являются исходными образцами мужского и женского поведения в межличностном общении.

Супружеские отношения родителей задают ребенку вариант того взаимодействия с будущим супругом, который он, скорее всего, будет реализовывать в своей взрослой личной жизни. Пример родителей также указывает те негативные черты межличностного взаимодействия супругов, которых ребенок, став взрослым, будет стараться избегать в своей семье.

Большинство подростков хотели бы получать советы и поддержку у своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы к обсуждению со своими детьми вопросов взросления и не уверены в отношении того, какую информацию следует предоставлять детям.

В результате целого ряда причин у современных подростков складывается деформированный, искаженный образ семьи, который в последствии переходит во взрослую жизнь.

 Пусть будет уютно и светло в Вашем доме!

 

Подготовила:

педагог-психолог Пилипчук Л.В.