Выпускнику

Новые подходы к итоговой аттестации учащихся учреждений общего среднего образования в Республике Беларусь:

IX класс

с 2023 года проводятся выпускные экзамены по четырём учебным предметам:

  • «Белорусский язык» – изложение;

  • «Русский язык» – изложение; 

  • «Математика» – контрольная работа;

  • «История Беларуси» – в устной форме.

XI класс

с 2023 года проводятся централизованные экзамены по двум учебным предметам:

  • «Русский язык» или «Белорусский язык» (по выбору учащегося);

  • профильный предмет из числа тех, по которым предусмотрено ЦТ (по выбору учащегося):

математика, физика, химия, биология, история Беларуси, Всемирная история (новейшее время), обществоведение, география, иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский, китайский).

 

depositphotos_12189020-stock-photo-3d-white-man-with-big• Централизованный экзамен (ЦЭ) - это школьный выпускной экзамен в 11 классе, результаты которого приравниваются к ЦТ. 

• При зачислении в университет в год окончания школы будут учитываться результаты двух ЦЭ, одного ЦТ и среднего балла аттестата.

• Пример. Если вы поступаете на биологический факультет, то 14 мая сдаёте ЦЭ по государственному языку, 21 мая - ЦЭ по биологии, а в июне/июле - ЦТ по химии (биологию и химию можно поменять местами).

 

Подробнее о Централизованном экзамене (ЦЭ):

  • ЦЭ пройдёт в мае 2023 года

Централизованные экзамены пройдут:

  14 мая   - по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»;

  21 мая   - по профильным учебным предметам.

  • Экзамен будет проходить в форме ЦТ

ЦЭ, так же как и ЦТ, представляет собой тестовое задание, состоящее из части А (с выбором ответа) и части В (с записью ответа в виде слова или числа). Вопросов повышенного, пятого, уровня сложности в тестах нет, все задания соответствуют базовому уровню школьной учебной программы.

  • Министерство образования утвердило спецификации по каждому предмету

Количество и уровень сложности заданий, структура и время выполнения теста по каждому учебному предмету, а также темы, которые необходимо изучить, прописаны в спецификациях, утверждённых Министерством образования Республики Беларусь. 

  • До апреля выпускники должны определиться с учебным предметом, который они будут сдавать на ЦЭ, и зарегистрироваться 

Регистрация на ЦЭ пройдёт в период с 1 по 20 апреля. Зарегистрирует учащихся (и в дальнейшем выдаст пропуски) комиссия, созданная в учреждении образования. Выбор учебного предмета для сдачи экзамена не зависит от того, является ли он первым профильным предметом при поступлении в ВУЗ или вторым. Однако изменить выбранные учебные предметы или язык предоставления экзаменационных материалов после регистрации будет невозможно!

  • Все выпускники Крупского района будут сдавать ЦЭ на базе одного учреждения 

Централизованный экзамен для выпускников учреждений общего среднего образования Крупского района пройдёт на базе ГУО "Крупская районная гимназия". 

  • К ЦЭ допустят только тех, кто имеет положительные годовые отметки по предметам ЦЭ

В ином случае учащийся получит справку об обучении. Положительной считается отметка в 3 балла и выше.   

  • Итоговая отметка в аттестате будет зависеть от результатов ЦЭ

После сдачи экзаменов учащиеся, которые получили балл выше нуля, получат сертификаты с результатом по 100-балльной шкале. Среднее арифметическое значение между годовой отметкой и результатом ЦЭ, переведённым в 10-балльную отметку, станет итоговой отметкой учащегося, которая будет выставлена в аттестат. 

  • Учащиеся, которые пропустят ЦЭ по уважительной причине, смогут сдать его в резервные дни

Резервные дни: 23 мая и 25 мая; в июле в даты проведения ЦТ в резервные дни; 21 августа и 23 августа.

  • Кто может быть освобождён от ЦЭ?

Предусмотрена возможность освобождения от сдачи ЦЭ победителей заключительного этапа республиканской олимпиады и освобождения от одного ЦЭ по предмету победителей третьего (областного) этапа республиканской олимпиады школьников.

  • В год окончания школы результаты ЦЭ понадобятся для поступления в ВУЗ

Если вы поступаете в университет в год окончания школы, то можете сдать только одно ЦТ. Таким образом, для поступления в ВУЗ вам в обязательном порядке понадобятся результаты ЦЭ. На следующий год после окончания школы абитуриенты будут уже иметь выбор: предоставить в приёмную комиссию сертификаты ЦЭ (они действительны в течение двух лет) или сдать по всем предметам ЦТ. 

  • В чём преимущества ЦЭ? 

ЦЭ изменит подходы к аттестации выпускников школ. В последние годы выпускникам XI класса, которые поступали в учреждения высшего образования, приходилось сдавать от 6 до 8 экзаменов в течение одного месяца (сначала - 4 обязательных выпускных экзамена в школе, а затем дополнительно - от 2 до 4 тестов). Нововведение позволит уменьшить нагрузку на учащихся. Теперь для поступления в учреждение высшего образования достаточно будет сдать два ЦЭ и одно ЦТ.

 

ПОМНИТЕ: к выбору профильных предметов необходимо подойти максимально ответственно, т.к. сдавать больше одного ЦТ в год окончания школы будет нельзя!

 

3 ШАГА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вакансии в сельскохозяйственных организациях (целевая подготовка специалистов)

11.04.2023

Вакансии в сельскохозяйственных организациях (целевая подготовка специалистов)

11.04.2023

Вакансии в сельскохозяйственных организациях (целевая подготовка специалистов)

свернуть

Целевое направление

ЦТ и ЦЭ в вопросах и ответах

Централизованное тестирование Централизованные экзамены
Письменные тесты
по учебным предметам
для поступления
в учреждения высшего образования
Выпускные экзамены
в 11 классе, результаты которых 
в год окончания школы необходимы
для поступления в ВУЗ
 
Для поступления в ВУЗ выпускникам 2023 года необходимо будет предоставить в приёмную комиссию результаты двух ЦЭ (одно из них обязательно - русский или белорусский язык) и одного ЦТ. Набранные баллы суммируются с баллами аттестата: с итоговой суммой баллов абитуриенты участвуют в конкурсе на поступление. Больше одного ЦТ в год окончания школы сдавать нельзя! Выпускники прошлых лет имеют право сдать три ЦТ. Предметы, по которым необходимо сдать ЦЭ/ЦТ для поступления на ту или иную специальность, указаны на сайтах ВУЗов.
 
Централизованный экзамен вводится с 2023 года и является новой формой выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, которая призвана снизить нагрузку на выпускников школ, поступающих в учреждения высшего образования. 
 

Учащиеся XI класса будут сдавать ЦЭ по двум учебным предметам:

  • «Русский язык» или «Белорусский язык» (по выбору учащегося);
  • профильный предмет из числа тех, по которым предусмотрено ЦТ (по выбору учащегося).

Линия-разделитель

 
Централизованное тестирование пройдёт в срок с 14 июня по 6 июля 2023. Через неделю после последнего ЦТ начнётся выдача сертификатов, в которых будет указано количество баллов, набранных абитуриентом, - максимум 100 по каждому предмету. Если ЦТ было пропущено по уважительной причине, подтверждённой документально, абитуриенту разрешат пройти тестирование в резервный день (в период с 8 по 12 июля).
 
Часто задаваемые вопросы про ЦТ и ЦЭ
(для подробного ответа нажимайте на вопрос)

 

СКОЛЬКО ВСЕГО ЦТ РАЗРЕШЕНО СДАВАТЬ?

Выпускники 2023 года смогут сдать ЦТ только по ОДНОМУ ПРОФИЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ!

КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ЦТ и ЦЭ?

Регистрация на ЦЭ пройдёт в период с 1 по 20 апреля 2023. Зарегистрирует учащихся комиссия, созданная в учреждении образования. Изменить выбранные учебные предметы или язык предоставления экзаменационных материалов после регистрации будет невозможно. Регистрация на ЦТ осуществляется самими учащимися в срок с 10 мая по 1 июня 2023. Выбирается учебный предмет и пункт тестирования. Зарегистрироваться и оплатить ЦТ можно через интернет, однако за пропуском придётся съездить лично. Без пропуска вас не допустят к прохождению тестирования. Пропуск с отметкой "Тестирование прошёл" сохраняется до получения сертификата. Стоимость одного теста в 2022 году составила 3,2 бел. руб.

Выпускники учреждений образования г.Крупки, как правило, сдают ЦТ на базе Борисовского государственного политехнического колледжа (г.Борисов, ул.Гагарина, 68). Это ближайший к нам пункт сдачи ЦТ.

 

КАКИЕ ЗАДАНИЯ БУДУТ НА ЦТ и ЦЭ?

Централизованный экзамен проводится в форме ЦТ, таким образом, задания на ЦЭ и ЦТ будут идентичны. Министерство образования Республики Беларусь утвердило спецификации тестов по 15 предметам на 2023 год. В спецификациях прописаны темы, которые необходимо изучить, количество и уровень сложности заданий, а также структура и время выполнения теста по каждому учебному предмету.
 
Подготовиться к ЦТ и ЦЭ поможет обучение в профильном классе, факультативные занятия, специальные видеоуроки (см. внизу статьи), а также самостоятельная проработка тестов. Рекомендуем тестовые материалы РИКЗ и тесты онлайн от преподавателей образовательного центра "Адукар". По содержанию и сложности тесты аналогичны тем, что даются на централизованном тестировании. Важную роль играет также участие в репетиционном тестировании.
 
Репетиционное тестирование поможет вам подготовиться к ЦТ и ЦЭ, причём не только в плане знаний, но и психологически, что не менее важно. Участники РТ получают возможность оценить свои возможности, прочувствовать атмосферу тестирования, научиться правильно заполнять бланки. РТ проходит в три этапа на базе школы. Два первых этапа прошли в ноябре и феврале, третий, заключительный, этап пройдёт в марте-апреле 2023 года. 

КАК УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ ЦТ?

Результат теста обрабатывается в среднем в течение 10 рабочих дней, после чего его можно бесплатно узнать на сайте РИКЗ, указав номер и серию паспорта и номер бланка ответов (записывается в пропуск во время ЦТ). Подключение платной услуги по SMS-информированию позволит вам узнать результат вашего теста на 1-1,5 часа раньше, чем он будет размещён на сайте. В 2022 году стоимость платной услуги составила 2,5 бел. руб.  

КАК ПОЛУЧИТЬ СЕРТИФИКАТЫ ЦЭ и ЦТ?

Выдача сертификатов ЦЭ пройдёт непосредственно в школе, а за сертификатом ЦТ придётся съездить в пункт тестирования. Выдача сертификатов ЦТ начинается примерно через неделю после последнего теста (лично абитуриентам при предъявлении паспорта, аттестата и пропуска на ЦТ).
 
СЕРТИФИКАТЫ ЦЭ/ЦТ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ ДОКУМЕНТАМИ ПОДАЮТСЯ В ПРИЁМНУЮ КОМИССИЮ ВУЗА.
 
ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В 2023 ГОДУ ТАКЖЕ БУДУТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ СЕРТИФИКАТЫ ЦТ-2022.

МОЖНО ЛИ ПОСТУПИТЬ В ВУЗ БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ?

Выпускники школ, поступающие в соответствии с договором о целевой подготовке на сельскохозяйственные специальности, зачисляются на эти специальности без экзаменов. Договор о целевой подготовке не только гарантирует рабочее место, но и предусматривает ежемесячную выплату стимулирующего характера к основной стипендии.

Стать студентами без сдачи вступительных экзаменов также имеют возможность медалисты, победители олимпиад (в том числе университетских, в которых имеют право участвовать учащиеся XI классов) и некоторые другие категории абитуриентов. Подробнее ЗДЕСЬ 

свернуть

Нормативные правовые документы

Нормативные правовые документы,

регламентирующие организацию и проведение выпускных экзаменов

по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

 

ВНИМАНИЕ!

Нововведения вступительной кампании-2023

► Для поступления в вуз абитуриент должен будет предоставить в приёмную комиссию результаты экзаменов: два сертификата ЦЭ (один по госязыку и второй по одному из профильных учебных предметов — на выбор) и один сертификат ЦТ (по другому профильному предмету).

► Среди документов, необходимых для поступления в вуз, обязательной теперь будет характеристика из школы или колледжа, места работы.

► При поступлении на целевую подготовку абитуриенту нужно будет сдать только один вступительный экзамен — внутренний (в самом вузе) по первому профильному предмету. Также ему потребуется рекомендация.

► Поступающий на заочную форму обучения абитуриент должен будет иметь стаж работы – не менее 10 месяцев, подтвержденных документально. Исключение:

  • лица, которые поступают в год окончания службы в армии;
  • люди с инвалидностью I, II группы;
  • спортсмены определенных категорий;
  • абитуриенты, у которых среднее специальное образование и которые поступают на родственную специальность.

►  Выпускники колледжей:

  • при поступлении на родственные специальности в вуз (т.е. по профилю, изучаемому в колледже) такие абитуриенты могут поступать на сокращенную форму обучения, для чего им нужно будет сдать два внутренних экзамена по предметам, которые они изучали в колледже;
  • при поступлении в вуз на специальности других профилей – им нужно будет сдать три ЦТ: один – по русскому или белорусскому языку и два – по профильным предметам.

► Победители олимпиад по учебным предметам разного уровня будут иметь разные льготы (победа на олимпиаде областного уровня дает право быть зачисленным без экзаменов только в областной вуз, победа на уровне республиканской олимпиады — во все вузы страны).

► Вводятся новые правила для поступающих в Академию управления при Президенте Республики Беларусь, а именно: теперь абитуриенту нужно будет пройти профессионально-психологическое собеседование (как это было много лет назад) и предоставить в приемную комиссию рекомендацию. Также 11-классники, выпускники «Школы управления», смогут поступать в данное учреждение образования без экзаменов.

►  При поступлении на творческие специальности или связанные с физической культурой, выпускникам школ нужно будет сдать два ЦЭ и один специализированный экзамен в вузе (ЦТ не нужно).

► Получают право быть зачисленными в вузы без экзаменов вообще следующие категории абитуриентов:

  • победители университетских олимпиад,
  • выпускники педколледжей при поступлении на педагогические специальности на заочную форму обучения,
  • выпускники Национального технического парка при наличии рекомендации наблюдательного совета, 
  • выпускники Лицея БГУ при поступлении в БГУ,
  • победители международных олимпиад на специальности без привязки к конкретному учебному предмету,
  • абитуриенты, сдавшие ЕГЭ в России, при поступлении на платную основу.

► Получают первоочередное право быть зачисленными в вузы вне конкурса, т.е. сдают вступительные экзамены, но становятся студентами в первую очередь следующие абитуриенты:

  • участники заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, которые награждены похвальными грамотами, при поступлении на специальности, наиболее востребованные экономикой страны, 
  • воспитанники военно-патриотических клубов при поступлении в вузы, находящиеся в ведении Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства внутренних дел, Пограничного комитета РБ, а также на военные факультеты гражданских вузов.
свернуть

Об окончании 2022/2023 учебного года

Министерством образования Республики Беларусь даны рекомендации по завершению учебных занятий, окончанию 2022/2023 учебного года, а также определены сроки каникул в 2023/2024 учебном году.

На основании части второй пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании учебные занятия завершаются 31 мая; для учащихся IX и XI (XII) классов – 25 мая; учебный год завершается 31 августа.

Обращаем внимание, что с учетом постановления Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 278 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году» освоение содержания учебных программ для учащихся XI (XII) класса завершаются:

12 мая

по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»;

19 мая

по учебным предметам, которые учащиеся выбрали для сдачи в качестве второго централизованного экзамена;

25 мая

по всем учебным предметам, по которым учащиеся не сдают централизованные экзамены.

 

Торжественные мероприятия «Последний звонок» для учащихся IX классов (Х классов, в которых обучались учащиеся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования), XI (XII) классов учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся 25 мая 2023 г.

Дополнительно информируем, что в 2023/2024 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

  • первая четверть – с 1 сентября по 28 октября 2023 г.;
  • вторая – с 8 ноября по 23 декабря 2023 г.;
  • третья – с 8 января по 23 марта 2024 г.;
  • четвертая – с 1 апреля по 31 мая 2024 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

  • осенние – 10 дней с 29 октября по 7 ноября 2023 г. включительно;
  • зимние – 15 дней с 24 декабря 2023 г. по 7 января 2024 г. включительно;
  • весенние – 8 дней с 24 марта по 31 марта 2024 г. включительно;
  • летние – 92 дня с 1 июня по 31 августа 2024 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 81 день с 12 июня по 31 августа 2024 г. включительно.

Для учащихся I–II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 19 по 25 февраля 2024 г. продолжительностью 7 дней.

Источник: официальный интернет-ресурс Министерства образования Республики Беларусь

свернуть

Новая модель экзаменов

В целях выполнения поручений Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по вопросам образования Министерством образования разработаны новые подходы к итоговой аттестации учащихся учреждений общего среднего образования:

 

IX класс

предлагается с 2023 года проводить выпускные экзамены по четырём учебным предметам:

«Белорусский язык» и «Русский язык» – в форме изложения, что позволит проверить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся;

«Математика» – контрольная работа;

«История Беларуси» – в устной форме.

Подходы к проверке экзаменационных работ изменять не планируется.

По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в X профильном классе с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне либо в X базовом классе с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, либо в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования.

С учетом мнения педагогов предлагается в профильный класс зачислять учащихся, имеющих средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 и отметки по профильным предметам не ниже 7 баллов.

XI класс

предлагается с 2023 года проводить выпускные экзамены по двум учебным предметам:

«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося);

«Математика».

 

depositphotos_12189020-stock-photo-3d-white-man-with-bigВ целях уменьшения нагрузки на учащихся XI классов выпускной экзамен и централизованное тестирование по данным учебным предметам планируется совместить в единый централизованный экзамен.

Централизованный экзамен

Централизованный экзамен изменит подходы к аттестации выпускников школ. Сейчас 11-классники сдают четыре обязательных испытания: изложение по русскому или белорусскому языку на выбор, математику (письменно), историю Беларуси (устно), иностранный язык (устно).

Как правило, после школы ребята стремятся поступить в вузы или ссузы, для чего вынуждены ещё раз сдавать экзамены, но теперь уже в форме централизованного тестирования.

В 2023 году школьные и вступительные испытания планируется объединить. У такой инициативы есть несколько причин. Во-первых, это облегчит жизнь самим выпускникам, у которых будет меньше обязательных проверок знаний, а значит, и стресса. Во-вторых, единый экзамен – это независимое испытание, которое предполагается проводить на базе РИКЗ без участия школьных учителей, т.е. балл будет максимально объективным. 

Некоторые подробности о Централизованном экзамене (ЦЭ):

  • ЦЭ будет проводиться раньше ЦТ

Предполагается, что ЦЭ выпускники будут сдавать не летом, как сейчас школьные экзамены и ЦТ, а в апреле. Единые даты экзаменов будут ставить на выходные дни.

  • Организация экзамена будет та же, что и на ЦТ

Общие принципы проведения, рассадка, обеспечение информационной безопасности на всех этапах, контроль и так далее будут идентичны тем, которые используются сейчас при организации централизованного тестирования.

  • Нельзя будет выбрать пункт сдачи обязательных экзаменов

Выпускники будут сдавать обязательные выпускные экзамены в пункте тестирования по месту жительства. Каждый район будет закреплён за определённым пунктом проведения экзамена. Зарегистрироваться на экзамен необходимо будет в указанном пункте.

  • Итоговая отметка в аттестате будет зависеть от результатов ЦЭ

Баллы ЦЭ (как и сейчас отметки по выпускным экзаменам) будут учитываться при выставлении итоговой отметки. Без результатов испытаний выпускник не сможет получить аттестат.

  • Результаты ЦЭ можно будет использовать для поступления в ВУЗ

Результат тестирования будет засчитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Также можно будет выбрать дополнительные профильные ЦТ для поступления в вузы. Для творческих, спортивных, сельскохозяйственных вузов сохраняются внутренние экзамены. Также для поступления на заочную сокращённую форму необходимо будет сдавать два испытания по профессии.

  • Экзамен будет проходить в форме ЦТ

Централизованный экзамен будет проводиться в форме ЦТ. По мнению Министерства образования, эта форма оправдала себя и позволяет непредвзято оценивать знания абитуриентов. И абитуриентам будет легче готовиться к поступлению, так как форма испытаний остаётся прежней и не нужно искать новые подходы к обучению.

свернуть

Вступительная кампания в ВУЗы

Вступительная кампания в ВУЗы
для выпускников 2023 года
(поступающих на общих основаниях)
 

depositphotos_12189020-stock-photo-3d-white-man-with-big

 

Вступительная кампания 2023 года стартовала в январе вместе с началом университетских олимпиад, в которых принимают участие учащиеся XI классов. Победители университетских олимпиад будут уже в марте зачислены в ВУЗы. Кроме того, в марте пройдёт республиканская олимпиада школьников по учебным предметам, победители которой также без вступительных испытаний станут студентами ВУЗов (зачисление состоится в августе).

14 и 21 мая пройдут централизованные экзамены. До 13 июня - зачисление на целевую форму подготовки. Поступающие на целевую форму подготовки сдают, кроме ЦЭ, один внутренний экзамен в ВУЗе (в устной форме). Проходить централизованное тестирование им не нужно.   

Приём документов от абитуриентов, поступающих на общих основаниях, пройдёт в июле (после завершения ЦТ), зачисление - по 10 августа. 

29682arrsqss31ufau2ap71ha4gs0q2z f6gjyek217shdmn0ak5dmostbojl4xfs
l7lt2foxg9oepdfd40o5gpn5yxkbohzx6ldyurvmrx6gvsbtpt2frcepnmhfcbxz
 
ПРИЁМ ДОКУМЕНТОВ В ВУЗЫ на основном этапе вступительной кампании пройдёт с 17 июля по 26 июля.
 
Документы для предоставления в приёмную комиссию:
 
  • паспорт;
  • оригинал аттестата об общем среднем образовании;
  • оригиналы сертификатов ЦЭ/ЦТ; 
  • медицинская справка установленной формы (с указанием выбранной специальности);
  • шесть цветных фотографий 3х4 см;
  • документы на льготы (если имеются);
  •   характеристика из школы.

Предоставление абитуриентами характеристики из школы является нововведением 2023 года. На конкурсные баллы характеристика никак не влияет. По ней в ВУЗе будут судить о мотивации и интересах студента. 11 пунктов включают, помимо анкетных данных и особенностей семейного статуса, сведения о деловых и коммуникативных навыках, участии в мероприятиях патриотического и трудового профиля, общественном движении, хобби и творческих достижениях.

Иногда ВУЗы просят дополнительно предоставить конверты с марками по Беларуси. Все детали уточняйте на сайте выбранного учреждения. 

 

Непосредственно в приёмной комиссии вам необходимо будет:

  • заполнить договор (требуется присутствие одного из родителей);
  • написать заявление на имя ректора;
  • заполнить анкету.

Многие ВУЗы размещают на своих сайтах образцы необходимых для заполнения форм, которые можно самостоятельно распечатать и заранее заполнить.

14 университетов Беларуси (БГУИР, БГУ, БГПУ, БНТУ и др.) предоставляют абитуриентам возможность подать все документы в электронном виде, через личный кабинет. В этом случае останется приехать в приёмную комиссию только для того, чтобы поставить свою личную подпись и отдать оригиналы документов. Таким образом, первый этап поступления займёт у вас минимальное количество времени.

 

Большинство ВУЗов проводит общий конкурс по группе специальностей. Абитуриенты в заявлении "расставляют" все специальности из группы в порядке своего личного приоритета и, если не проходят по конкурсу на первую указанную ими специальность, то автоматически, без затрат времени на переподачу документов, участвуют в конкурсе на вторую указанную специальность, третью и т.д. 

Абитуриенты БГУ с 2022 года могут подавать документы не только на группу специальностей одного факультета, но и на группу специальностей разных факультетов (касается только физического и математического профилей).

 

Все документы, кроме паспорта, остаются в приёмной комиссии. Взамен вам выдадут расписку о приёме документов.

Если вы не относитесь к отдельной категории абитуриентов, которые сдают внутренний экзамен или проходят собеседование (см. ниже), то подача документов - это единственный шаг, который вам необходимо сделать для поступления в университет после сдачи ЦЭ/ЦТ. Теперь останется только ждать результатов конкурса. Обязательно отслеживайте ход вступительной кампании!

СДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЭКЗАМЕНА требуется для поступления на отдельные специальности гуманитарного профиля, творческой направленности и в области физической культуры и спорта. В 2023 году внутренние экзамены пройдут в срок с 27 июля по 4 августа. Проходить централизованное тестирование данной категории абитуриентов не нужно. 

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОБЕСЕДОВАНИЯ будут зачисляться на соответствующие специальности выпускники профильных педагогических, аграрных классов. Им также не нужно проходить централизованное тестирование. 

ЗАЧИСЛЕНИЕ в ВУЗЫ абитуриентов, поступающих на общих основаниях, пройдёт в срок до 10 августа. Списки прошедших по конкурсу будут опубликованы на сайтах ВУЗов. Кроме того, вам по почте направят официальное извещение. Если вы не пройдёте по конкурсу, а сроки подачи документов в ваш ВУЗ уже закончатся, изучите информацию в интернете. Ежегодно ряд ВУЗов объявляют дополнительный набор на те или иные специальности. 

Мониторинг вступительной кампании

В период подачи документов приёмная комиссия каждого ВУЗа размещает на сайте план набора на этот год и данные о количестве подавших заявление абитуриентов с "разбивкой" по баллам. Данные о количестве абитуриентов обновляются трижды в день в строго определённое время.

Исходя из плана набора и своих баллов, вы можете приблизительно оценить свои шансы на поступление (посмотрев, сколько человек перед вами по баллам). В случае необходимости абитуриент может забрать документы и подать их на другую специальность или в другой ВУЗ, например, вместо медицинского университета в Минске подать документы в один из областных медицинских ВУЗов.  

Порядок зачисления абитуриентов при равной сумме баллов

Преимущественное право на зачисление при равной общей сумме баллов в порядке перечисления имеют абитуриенты:

  • получившие более высокий балл на ЦЭ/ЦТ по первому профильному предмету;
  • получившие более высокий балл на ЦЭ/ЦТ по второму профильному предмету;
  • имеющие более высокий балл в документе об образовании по первому профильному предмету;
  • имеющие более высокий балл в документе об образовании по второму профильному предмету;
  • являющиеся победителями республиканского молодёжного конкурса «100 идей для Беларуси», при поступлении на специальности, соответствующие профилю их конкурсного проекта;
  • являющиеся членами волонтёрского движения «Доброе сердце» ОО «БРСМ»;
  • имеющие более высокий средний балл документа об образовании.
свернуть

Психологическая поддержка

Рекомендации выпускникам по снятию тревожности

в период подготовки и сдачи экзаменов

 

Как вести себя перед экзаменом и на экзамене?

  1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. Отдыхай, и постарайся забыть о предстоящем экзамене. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись. 3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: "Я спокоен! Я совершенно спокоен".Чем дольше ты не будешь заходить, и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха. 4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.  5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.  6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах

"Я спокоен, я совершенно спокоен". Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.  7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения: — сядь удобно, — глубокий вдох через нос (4–6 секунд), — задержка дыхания (2–3 секунды). 8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.  9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. 10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.  11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом. 12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.  13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции! 14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. 15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

Как себя организовать? — Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.  — Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала. — Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления. Режим дня  Раздели день на три части: — готовься к экзаменам 8 часов в день;  — занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи в кинотеатр — 8 часов; — спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.  Питание  Питание должно быть 3 – 4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться. Место для занятий  Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность. Условия поддержки работоспособности  1. Чередовать умственный и физический труд.  2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга. 3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль). 4. Минимум телевизионных передач!

Как настроиться психологически?

Примеры формул достижения цели самопрограммирования:

Я могу наслаждаться каждым днем своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен.  Экзамен – лишь только часть моей жизни.

Сейчас я чувствую себя намного лучше, чем могло бы быть, если бы я не занимался саморегуляцией.

Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

Я могу управлять своими внутренними ощущениями.

Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.

Я твердо уверен, что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.

Аутогенная релаксация Участникам предлагается выполнить следующие указания: 1. Удобно расположитесь. Прижмите голову к груди и отпустите ее, расслабьте шею. Глаза прикройте. Руки опущены или на подлокотниках. Успокойте дыхание: сделайте глубокий вдох на счет 1, 2, 3, 4, медленно выдохните, на выдохе задержите дыхание на счет 1, 2, 3, 4. Повторите про себя 3 раза: "Мне спокойно, совершенно спокойно, тело расслаблено". 2. Представьте, что у Вас в руках по ведру с водой. Как только представите, ведра медленно поставьте на пол. Подумайте: "Как приятно гудят мышцы рук!" Повторите про себя 3 раза: "Руки приятно отяжелели". 3. Представьте, что Вы придерживаете ногами качели в виде доски на бревнышке. На другом конце доски – мешок с песком. Как только почувствуете напряжение в ногах, качели отпустите и подумайте: "Как приятно гудят мышцы ног!" Повторите про себя 3 раза: "Ноги приятно отяжелели". 4. Представьте, что Ваша левая рука опущена в тазик с горячей водой. Тепло разливается вверх по руке, до лопатки, по левой стороне груди. Повторите 3 раза: "Сердце бьется спокойно, ровно, мощно".

Выход из состояния релаксации

"Всё тело освежилось, отдохнуло, наполнилось энергией".

Рекомендации по подготовке учащихся к экзаменам

Самое важное в подготовке к экзаменам – это эффективная организация процесса заучивания и повторения.

Самый распространенный при подготовке среди школьников и студентов способ – оставлять все на последний день и последнюю ночь – является самым непродуктивным, поскольку в результате этого в голове остается такая "каша", что на экзамене бывает очень трудно разобраться и вспомнить нужную информацию, либо – в случае, если у вас очень хорошая память – все более-менее в порядке до экзамен, вы можете успешно вспомнить то, что читали накануне, но уже через неделю в голове не останется почти ничего. Для долговременного хранения информации в памяти необходимо повторение, а этого вами сделано не было. Читая 1 раз, вы "включаете" в работу лишь кратковременную память, и через некоторое время незакрепленная информация вытесняется другой, более нужной в настоящий момент.

Итак, я предлагаю несколько способов организации процесса повторения, которые, как показала практика, дают наибольший эффект. Выберите тот способ, который вам показался ближе, тот, который подойдет именно вам.

I способ. Ценность этого способа – в использовании перерывов при заучивании одного билета, одной темы и т.п., но не длинных. Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем - через 1 час, после – через день.

II способ. Организация рационального повторения:

       1.Прочитать – повторить.

       2.Повторить через 10-15 минут.

       3.Повторить через 8-9 часов.

       4.Повторить через день.

III способ. Формула успешного повторения ОЧОГ.

О – ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.

Ч – чтение. Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали, установите их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи со второстепенными.

О – обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.

Г – главное. Мысленно перескажите текст, или еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух, припоминая при этом главные мысли.

Число повторений должно быть 2-3.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

 

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

     Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

Пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

 

     И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет,

во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и,

во-вторых, умение это делать.

Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят учащимся реально повысить тестовый балл.

Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. 

Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным. Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей.

В ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

 1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.

2. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Гпавная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

3. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

4. А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.

5. Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.

6. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.

Ритмичное четырехфазное дыхание.

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

  • Первая фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).
  • Вторая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.
  • Третья фаза (4-6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).
  • Четвертая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.

Дышите таким образом не более 2-3 минут.

Аутогенная тренировка (3-5 минут) 

  • Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.
  • Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».
  • Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».
  • Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».
  • Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Телефоны горячей линии

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

по вопросам организованного завершения 2022/2023 учебного года, организации и проведения выпускных и централизованных экзаменов 

 
Заместитель директора по основной деятельности 
Богданович Елена Фёдоровна 
 
2 32 24
 
Директор Голец Вероника Михайловна 
 
2 32 24
 
Управление по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома
Головкина Татьяна Михайловна
 
5 44 88
 
Главное управление по образованию Миноблисполкома
 
8 017 96 5004226
свернуть