Консультация психолога «Если ваш ребенок тревожный»

Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать  опасения и беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

  • Общаясь с ребёнком, обращайтесь к нему по имени, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (педагогов, родственников, друзей).  
  • Избегайте сравнения с другими детьми, сравнивать только с собственными успехами и неудачами ребенка. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок, секцию, студию по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником. Можно определить ребенка  в секцию или кружок, где дети немного младше, создать изначально ситуацию успеха. Конечно не сообщая об этом ребенку.
  • Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка. Хвалите ребенка, гордитесь им, рассказывайте и показывайте его достижения.
  • Не замечайте ошибки, неудачи. Даже в плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Старайтесь делать как можно меньше публичных замечаний ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • Приободряйте во всех начинаниях, и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной, создавайте ситуацию успеха.
  • Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
  • Нельзя угрожать ребенку различного рода наказаниями.
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  • Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
  • Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
  • Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.

Если Вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты. Научитесь наслаждаться общением с ним. Берегите его и колдуйте над ним. Совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним. Дайте руку ему, свою крепкую руку. Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, его лабиринтам, словно гид – гид, который осилил уже этот путь. Будьте другом его, станьте верой, надеждой.  А с любовью к Вам он сам пришел в этот МИР!

Повышению тревожности у детей могут способствовать:

  • Неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями. Тревога родителей часто передается детям.
  • Конфликтность самооценки — высокие притязания и сильная неуверенность в себе. Такой конфликт порождает у ребенка чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости и напряженности. Это приводит к перегрузкам и перенапряжению, которые ведут за собой нарушения внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость.
  • Неадекватные требования к ребенку со стороны значимых взрослых: завышенные требования, противоречивые требования, негативные требования, которые могут унизить или поставить ребенка в зависимое положение.
  • Неблагополучная обстановка в семье — конфликты родителей, развод, смерть близкого человека.

 

Подготовила

педагог-психолог Пилипчук Л.В.