«Психологические особенности младшего школьника»

31.03.2021

Младший школьный возраст является наиболее ответственным  этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

  • Основная особенность этого периода – коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
  • Ведущая деятельность – учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Центральные личностные новообразования:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий
  • развитие нового познавательного отношения к действительности
  • ориентация на группу сверстников своего возраста
  • дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе
  • совершенствование головного мозга и нервной системы
  • неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость
  • нервно-психическая ранимость ребенка
  • неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность
  • развитие познавательных потребностей
  • развитие словесно-логического, рассуждающего мышления
  • изменение способности к произвольной регуляции поведения.

Основные задачи развития:

  • формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов
  • развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»
  • раскрытие индивидуальных способностей и особенностей
  • развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции
  • становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим
  • усвоение социальных норм, нравственное развитие
  • развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

 1. Физическое и анатомо-физиологическое развитие детей в этом возрасте

В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела, формируются все изгибы позвоночника: шейный, грудной, поясничный. У младших школьников энергичные крепкие мышцы и связки, растёт их объём, увеличивается общая мышечная масса, крупные мышцы развиваются раньше мелких. По этой причине, детям сложнее всего сложнее выполнить мелкие движения, требующие тонкости.

Повышается выносливость сердца, в связи с интенсивным ростом и хорошим снабжением кровью мышц сердца. Большой диаметр сонных артерий головного мозга увеличивает к нему приток крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга значительно увеличивается после 7 лет. Увеличиваются лобные доли, участвующие в формировании высших, наиболее сложных функций психологической деятельности человека. Взаимоотношения между процессами возбуждения и торможения меняются. Торможение (основа сдерживающего самоконтроля) становится более заметной, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению ещё очень велика. Как следствие отсюда непоследовательность младших школьников, каждый период психического развития основным ведущим видом деятельности.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение. Учение значительно меняет мотивы поведения ребёнка, открыв новые источники развития его познавательные и нравственные стороны.

 2. Развитие познавательной деятельности у младшего школьника

В течение всего младшего школьного возраста происходит развитие отдельных психических процессов. Доминирующей психической функцией является мышление. Развитие остальных психических функций тесно взаимосвязано с интеллектуальным развитием:

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивать наблюдательность. Первая ступень школы завершается тем, что восприятие ребенка усложняется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания в начальной школе подчинен развитию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успехи в учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», – напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новую ступень, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается интенсивнее всего, и здесь особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей.

Мышление их развивается в тесной взаимосвязи с речью. Активный словарный запас нынешних третьеклассников насчитывает примерно 3500–4000 слов. Влияние школьного обучения заметно проявляется в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но главное – в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Возможности ее очень велики: мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Для сравнения: из 15 предложений дошкольник запоминает 3–5, младший школьник – 6–8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, рациональной организации учебного труда.

Эмоционально – волевая сфера. Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность, появляется эмоциональное предвосхищение, затем эмоциональная регуляция действий. Круг эмоций расширяется. Деятельность становится эмоционально насыщенной. Усвоение норм и правил поведения существенно меняет особенности эмоций младших школьников. На протяжение младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности проявления эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими состояниями, настроениями, а иногда даже маскировать их. В этом обнаруживается характерная черта этого возраста. В формировании произвольных психических процессов младшие школьники лучше уравновешены, чем дошкольники или подростки.

 3. Развитие личности младшего школьника

Развитие личности, начавшиеся в дошкольном возрасте, продолжается и в младшем школьном, но младший школьник находится в других условиях, он включён в общественно значимую учебную деятельность. От школьной успеваемости, оценки, как плохого или хорошего ученика непосредственно зависит в этот период развития его личности.

Усвоение моральных норм и правил поведения. Моральное воспитание ребёнка начинается задолго до школы, но только в школе он сталкивается с такой чёткой и развёрнутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьником указывается достаточно широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимных отношениях с учителями и взрослыми, на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице. Чёткая формулировка таких норм и правил, общественное поощрение исполнит. и не менее обязательная и соответственная реакция на нерадивость и разболтанность – важное условие формирование дисциплинированности и организованности младших школьников. Будучи сформированными у ребёнка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренними и органичным достоянием личности.

Развитие мотивационной сферы. В начале своей школьной жизни, имея внутренние позиции, школьник ребёнок хочет учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив, получение высоких оценок. Другими широкими социальными мотивами учения выступает дом, ответственность, необходимость получения образования, они также осознаются учениками перед определением смысла учебной деятельности. Важные аспекты познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования.

Мотивационная сфера по темпам развития заметно отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, превалирует над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. В одном из экспериментов ученикам пообещали дать интересную игрушку за выполнение очень трудного задания и менее интересную – за легкое задание. Почти все ученики не только 1 класса, но и 4-го, не задумываясь, выбрали трудное задание. Конечно, они не выполнили его и не получили никакой награды. На вопрос, о чем они думали, ответили: «Ни о чем, хотелось получить конструктор». Так отвечают даже подростки: очень хотелось, о последствиях на задумываются. Следовательно, в случае возникновения очень сильного желания следует помочь сделать правильный выбор.

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражается мотивация успеха, т. е. Желание хорошо правильно выполнять задания, получить нужный результат, и хотя она обычно сочетается с мотивами получать высокие оценки, все же ориентирует ребёнка на качество и результат учебной деятельности, независимо от этой внешней оценки. Тем самым, способствуя формированию саморегуляции. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделяться среди них, быть первым.

В мотивации достижения отчетливо прослеживается вторая тенденция – мотивация избегания неудачи. Дети пытаются избежать неудач и тех последствий, которые ведет за собой плохая оценка, т. е. Недовольство учителя, санкции родителей. У неуспевающих детей и особая компенсаторная мотивация – это побочная по отношению к учёбе деятельность, мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – занятие спортом, музыкой, танцами и др.

Самооценка появляется на основе оценивания других и обычно очень велика. В младшем школьном возрасте на становление самооценки влияет школьная оценка. Оценка успеваемости в начальной школе по сущности является оценкой личности ребёнка в целом и определяет его социальный статус. От оценки зависит развитие школьной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжёлые переживания и школьная деадаптация. Становление самооценки зависит и от стиля семейного воспитания, принятых в семье ценностей. Дети с завышенной самооценкой воспитаны в обстановке не критичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной требовательностью. Дети с пониженной самооценкой пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути – бесконтрольность – следствие равнодушия родителей к своим детям.

В этом возрасте ваш ребенок:

Практически готов к расширению своего микромира, если он умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

Происходит и кардинальное изменение его самооценки. Если в 5 - 6 лет детям свойственно только положительное отношение к себе, то к семи годам самооценка становится более адекватной и дифференцированной.

Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может с ними сотрудничать, понимает относительность оценок. 

Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

 Ребенок уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивацией и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

Ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. В этот период ребенок нуждается в обратной связи, в ответной реакции на свое поведение. Ему надо понять, правильно он поступил или нет, поэтому он ожидает от вас реакции на свое новое поведение.

В поведении родителей по отношению к детям возможны две крайние стратегии: запрет и вседозволенность. В первом случае ребенок лишается возможности реально сделать что-то, оценить свои возможности, а следовательно, развиваться. Во втором он не может почувствовать границ, что тоже приводит к негативным результатам. Таким образом, обе эти стратегии неадекватны задачам развития ребенка. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий, приобретать уверенность в себе, тогда и в дальнейшей жизни он будет успешным. Однако в жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). При этом правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

 

Подготовила:

педагог-психолог Пилипчук Л.В.