«Научная организация учебного труда старшеклассников»

31.03.2021

В юношеском возрасте заметно выделяются две группы юношей и девушек; если у одних нет ярко выраженных склонностей и по всем предметам они учатся примерно одинаково, то у других четко обозначены интересы. Про эти интересы уже известно и учителям, и сверстникам; ребята усердно занимаются и любят одни предметы и равнодушны к другим или просто пренебрегают ими.

Что вызывает интерес к тем или иным учебным предметам? Причин много, но наиболее значимы такие: интересное преподавание предмета; интерес к самому его содержанию; высокая общественная оценка, престижность данной области знаний; практическая значимость предмета, связанная с жизненными планами; увлекательность самого процесса получения знаний, требующего самостоятельной, активной деятельности, умственной и практической; успехи в усвоении предмета, соответствие предмета склонностям.

Почти у всех старшеклассников есть и мало интересующие их предметы. В чем тут дело? Причины пониженного интереса к тем или иным предметам связаны, главным образом, с тем, что способы преподавания (и способы усвоения) отстают от возросших интеллектуальных потребностей и возможностей старших школьников. Не любят они механического заучивания. А в повседневной учебной деятельности сохраняются 2 основных способа работы: объяснение учителя и самостоятельные занятия с учебником. Отсюда нередко надоедливое однообразие. Все же другие способы, развивающие творческую мысль, самостоятельность в поиске знаний, познавательную активность, используются недостаточно. Не испытывая удовольствия, радости от учения, не умея самостоятельно, свободно пользоваться различными способами учебной работы, многие ребята начинают тяготиться учением.

Вот почему так важно старшему школьнику учиться самостоятельно добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные сведения, прочно их запоминать, связывать с другими, быть на уровне современных достижений. Только так может появиться подлинный интерес к науке, к познанию, только в этом случае он будет стойким, побуждающим к деятельности. И если мы сейчас поможем юному человеку развить потребность в знаниях, умение приобретать их, то эти важные качества останутся с ним после окончания школы.

Старшеклассников надо специально учить тому, как законспектировать статью, записать лекцию, им надо дать навыки самостоятельного поиска нужной информации, объяснить, как пользоваться библиографией, справочными материалами, каталогами и т. д.

К сожалению, умения самостоятельно и активно работать с источником знаний - и в первую очередь с учебником - у многих и нет. Только 5-6% ребят полноценновоспринимают художественную литературу. С учебной литературой дело обстоит еще хуже. Словом, к старшим классам сплошь и рядом задача самостоятельной работы с книгой оказывается для школьников слишком трудной, если не непосильной. Но у вас, родители, сейчас есть все возможности для того, чтобы восполнить пробелы. Конечно, было бы лучше, если бы нужные умения сложились своевременно, тем не менее сейчас вы можете опереться на возросшие интеллектуальные силы ваших детей.

Для того чтобы успешно выполнять домашнюю работу, подросткам необходимо придерживаться рекомендаций, разработанных учеными.

Правила домашней работы

  1. Видение главного (выделить главную мысль, правило, закон).
  2. Диалог с автором (в ходе чтения ученик как бы беседует с автором, проверяет, совпадают ли его предположения с материалом учебника).
  3. Умение ставить вопросы (в ходе чтения в сознании ученика должны рождаться вопросы к тексту).
  4. Составление плана (набрасываем пункты плана; пункт плана - это короткая, в одно предложение, формулировка основного содержания части текста).
  5. Собственно запоминание, самоконтроль (самоконтроль - необходимое условие и понимания, и запоминания).

Советы «Как работать»

  1. Входить в работу нужно постепенно. Вначале лучше выполнить работу средней трудности.
  2. Лучше работать в одно и то же время, при одних и тех же условиях, в привычной последовательности действий.
  3. Работать с напряжением, но без перенапряжения. Нужно чередовать труд и отдых. Через 45 минут переключаться на другие виды деятельности: физкультуру, домашний труд, слушание музыки и т. д.
  4. «Запомните правило простое: работаете сидя - отдыхайте стоя!» {В.В. Маяковский)
  5. Всегда доводить дело до конца, при встрече с трудностями не теряться, спокойно проанализировать положение и преодолевать возникшие препятствия.
  6. «Считайте несчастным тот день или тот час, в который вы не усвоили ничего нового и ничего не прибавили к своему образованию». (Я.А Каменский)
  7. Не быть «хронофагом». Это греческое слово означает человека, напрасно растрачивающего время (буквально - «пожиратель времени»). Он способен по минутам растратить день, «просеять» часы, как песок сквозь пальцы. Быть суровым с хронофагом, безжалостно остановить его, выпроводить, запретить «съедать» ваше время.
  8. Д.С. Лихачев говорил: «Бездельник вечно занят: пустословит по телефону (иногда часами), ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят...»

  «Помощь ребёнку при подготовке к экзаменам»

Чтобы успешно сдать экзамен, детям необходимо хорошо подготовиться к нему. Кроме того, важную роль в подготовке детей к экзамену играет поведение их родителей. Помощь взрослых очень важна, поскольку ребенку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации.

Что значит – поддержать ребенка?

  • Верить в его успех.
  • Опираться на сильные стороны ребёнка.
  • Подбадривать, хвалить детей за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Избегать подчеркивания промахов ребёнка.
  • Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение ребёнку.
  • Поддержку можно оказывать:
  • Добрыми словами (например: «Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо!»,  «Ты знаешь это очень хорошо», «У тебя всё получится!», «Ты сможешь это сделать», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!»)
  • Совместными действиями (например: «Присутствием при домашних занятиях ребёнка, совместными прогулками, совместными занятиями спортом»).
  • Доброжелательным выражением лица, тоном высказываний, прикосновениями.

В ходе подготовки к экзаменам родители (законные представители) учащихся нередко используют тактику запугивания. Такая тактика не повышает мотивацию, а создает эмоциональные барьеры, которые ребенок не может самостоятельно преодолеть.

Очень важно понять в какой помощи нуждается именно ваш ребёнок. Нужно спросить его об этом: «Как я могу тебе помочь?»

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка.

Правила снижения напряжения и тревожности у учащихся перед сдачей экзамена:

  • Ребята часто волнуются, т.к. им кажется, что объем материала очень большой, и они не успеют все выучить к экзаменам. Помогите распределить темы подготовки по дням, в составлении плана или расписания рабочего времени на период экзамена.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных  ему письменных и устных видов работ.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

В экзаменационную пору основная задача родителей – создать гармоничную домашнюю среду! 

  • Обеспечьте спокойную, уютную, рабочую атмосферу в доме.
  • Организуйте удобное место для занятия ребёнка. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
  • Проследите, чтобы никто из домашних не мешал, не отвлекал ребёнка во время занятий. 
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать.
  • Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.
  • Сбалансированное правильное питание перед экзаменами – залог успеха! 

Наблюдайте за самочувствием ребёнка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. 

Особое внимание следует уделить режиму сна и бодрствования. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок хорошо высыпался. Не разрешайте детям учить целыми днями  или ночами, так как это ведет к раздражительности, быстрой утомляемости, беспокойству. Полноценный 8-часовой сон обязателен! Причем, ложиться спать необходимо не позднее 22 часов, т.к. режим отдыха для центральной нервной системы наступает именно в период с 22.00 часов до 24.00 часов.

Эмоциональный настрой играет важную роль при подготовке и прохождении экзамена, т.к. этот период для большинства выпускников является очень тревожным. Особое значение имеет ваш собственный эмоциональный настрой.  Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей,  может эмоционально «сорваться». Важно сдерживать отрицательные эмоции и демонстрировать ребенку спокойствие, терпение, доброжелательный настрой. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом. Настраивайте детей на то, что у них все получится.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Проявите мудрость и терпение! Ваша поддержка обязательно поможет ребёнку быть успешным!

Подготовила:

педагог-психолог Пилипчук Л.В.