«Самореализация личности старшеклассника»

26.02.2021

В  старших классах школьники сталкиваются с многочисленными проблемами. Нужно выбрать будущую профессию, подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам, определиться со своим местом в жизни…

Как помочь детям найти себя в этом сложном мире? Как осознать свои возможности и потребности? Какими мы бы хотели видеть своих выпускников во взрослой жизни? И как всему этому может способствовать школа? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти ответы.

Познание – основа развития личности.

Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности

Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности предоставляет возможность создания нетрадиционной для личностного развития и самосовершенствования.

Для того, чтобы достичь самореализации каждого члена общества необходимо расширить сеть взаимодействий как внутри семьи, так и между семьями, районами, селами, группами сел, то есть насытить потребности в общении. Для этого необходимо расширить доступ населения к информационным ресурсам, поскольку сравнение себя с другими, проникновение в широкий мир заставляет человека познавать самого себя, повышает интерес человека к своим истокам.

Главная цель – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Задачи:

научить мыслить (развитие интеллекта);

воспитание чувств (формирование нравственных отношений);

здоровье (физическая закалка).

Научить мыслить(развитие интеллекта):

развитие мыслительных способностей обучающихся;

формирование познавательных интересов;

раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;

выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

Воспитание чувств(формирование нравственных отношений):

научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям;

формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Родине;

индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосообразности и с помощью программы духовного и нравственного самосовершенствования;

развивать коммуникативные качества личности.

Здоровье(физическая закалка):

физическая закалка детского организма;

систематическое занятие физкультурой и спортом;

Бесконечное возникновение и образование нового характеризует непрерывный процесс самодвижения личности. Это активный, саморегулирующийся процесс, самодвижение от низших к высшим уровням жизнедеятельности.

Развитие – это не просто рост, это изменение, при котором количественные усложнения переходят в качественные. Термин “развитие” применим к нравственности человека. Нравственное развитие – сложный интегрированный процесс, элементы которого касаются целостной личности.

Потребности как первичное в развитии, возвышении интересов, мотивов, чувств; нравственные представления ребенка, возникающие в ходе его взаимодействия с миром, на основе которых формируются нравственные убеждения; эмоционально-волевая сфера ребенка как основа его нравственных качеств. Чувства и воля являются интегрирующим началом, увязывающим в единую целостность все компоненты нравственной сфере.

Нравственное развитие – это не выработка отдельных качеств личности (честности, ответственности, совестливости), а развитие целостного качества, базирующегося на эмоционально-волевой сфере личности. Нравственное развитие как процесс внутренний находит свое отражение в деятельности и общении ребенка, в понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни, к действительности. Характер отношений проявляется в эмоциональных переживаниях, адекватном поведении, в соответствии сознания и поведения.

Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом индивидуума и поэтому глубоко индивидуален.

Фактором нравственного развития являются эмоционально-ценностные отношения, в которые включена личность. Субъективность среды есть потенциал для дальнейшего нравственного развития личности.

Мы принимаем давно утвердившееся в традиционной педагогике положение о том, что воспитание является решающим фактором в нравственном развитии личности, ибо придерживаемся той точки зрения, что именно воспитание стимулирует нравственное развитие ребенка.

Становление личности - центр образования. 

Образование не является делом лишь учебных заведений. Оно – функция жизни.

Становление личности сегодня является центром образования. Идет напряженный поиск ориентиров в сфере образования. Какого типа деятельности человека мы должны воспитывать, коллективного или индивидуального? Значимы не только коллективная творческая деятельность, в первую очередь, акцентируется индивидуальная. Наилучшим воспитателем выступают три основных вида деятельности:

значимая деятельность, которая способна повлиять на “вхождение в собственный внутренний мир”, деятельность по совершенствованию себя;

общение как наиболее привлекательный вид деятельности, который влияет на становление и социализацию личности, где акцент делается на глубинное общение, вызревание “коммуникативного ядра”;

деятельность по самоусовершенствованию себя как целенаправленная деятельность.

 Формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания.

Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания.

Есть ценности, которые определяются законом, средой, обычаями, всеобщим одобрением. Есть ценности, которые “дают” семья, социум, средства массовой информации, сама жизнь и само учреждение.

На основании этих актуальных проблем выделены четыре приоритетные ценности: ценность собственного достоинства, ценность мышления и деятельности, ценность паритетности отношений, ценность общения. Таким образом, факты индивидуальной культуры личности соотносятся с принятой системой ценностей и, обладая этими ценностями, ученик должен получить желаемое образование, высокую культуру, сознательное отношение к профессиональной деятельности.

Этапы развития, где саморазвитие рассматривается как социализация и инкультурация человека, воспитание индивидуальной культуры личности субъекта, приспособление к культуре, адаптация и защита собственного “Я”.

Уважаемые родители! От нас с вами сегодня во многом зависит дальнейший жизненный путь ребенка – как он найдет себя в этом мире. Что он представляет собой на сегодняшний день? Какими способностями и возможностями обладает? Как он умеет наладить отношения с окружающим миром и жить в согласии, прежде всего, с самим собой? Что еще сделать нам с вами в целях успешной самореализации выпускников? Эти вопросы еще не раз возникнут перед нами. Сегодня лишь мы приблизились к их решению. Я желаю вам успешного сотрудничества со школой. Взаимопонимания с детьми и удачи в будущем наших детей.

 

Подготовила:

педагог-психолог Пилипчук Л.В.