Видеоролик "Сделай правильный выбор"
Видеоролик "Думал, никогда не попадусь"
Видеоролик "Сделай правильный выбор"
Видеоролик "Думал, никогда не попадусь"
17 марта 2022 года в рамках межведомственной республиканской профилактической акции "Вместе за здоровое будущее" было проведено общешкольное родительское собрание с участием старшего инспектора ИДН Крупского РОВД Минской А.А., старшего опера уполномоченного группы по наркоконтролю и противодействию торговлей людьми Крупского РОВД Сергун Д.И.
Минутка безопасности для учащихся IX класса "Вместе против наркотиков" с просмотром видеороликов "Сделай правильный выбор!", "Думал, что никогда не попадусь".
Проблема интернет-зависимости у подростков весьма распространена в настоящее время. Свободный доступ в сеть Интернет, бесконтрольное пользование ресурсами Интернет, постоянное нахождение в сети посредством планшета, телефона, компьютера отрицательно сказывается на психическом и физическом здоровье и может вызвать интернет-зависимость, которая проявляется в стремлении уйти от реальности в виртуальный мир.
Подростковый возраст – наиболее чувствительный для возникновения зависимостей, разнообразных нарушений, отклонений в поведении.
Интернет-зависимость у подростков влечет возникновение негативных последствий для развития личности: конфликтное поведение, депрессивное состояние, чувство одиночества, постоянное желание находиться в виртуальном мире, трудности в социализации, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта, злости при отсутствии возможности пользования интернетом, возникновение чувства вседозволенности и безнаказанности, влекущие за собой противоправное поведение в сети Интернет.
Интернет-зависимость у подростков возникает гораздо быстрее, чем у взрослых. Это связано с особенностями развития психики, формирования интересов, привычек поведения, влияния, а также большой привлекательностью, доступностью Интернет ресурсов, особенностями взаимоотношений в семье с родными, взаимодействия со сверстниками.
Родители и педагоги должны уметь распознать признаки надвигающейся зависимости, прежде чем она станет реальной проблемой.
В учреждениях общего образования проводятся профилактические меры, направленные на предотвращение компьютерной зависимости: на формирование коммуникативных навыков, преодоление застенчивости, коммуникативных барьеров, расширение межличностных отношений, а также развитие информационной культуры подростков и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений рационально использовать технические средства и информационные технологии для образования и проведения досуга.
Применяются следующие методики: тест на интернет-зависимость С.А. Кулакова, нацеленный на выявление уровня интернет-зависимости у подростков; анкетирование, направленное на изучение интернет-зависимости подростков, определение выраженности зависимости от сети Интернет и особенностей ее проявления: степени влияния на жизнь, взаимоотношения, характеристики личности, здоровье и учебу; опросник «Поведение в Интернете» А.Е. Жичкиной.
Активизирована деятельность по предупреждению негативного влияния на учащихся размещенной в сети Интернет и СМИ информации.
Данное направление работы включает организацию мероприятий, ориентированных на информирование учащихся о видах запрещенной для распространения среди детей информации, ответственности за ее распространение, формирование способности распознавать негативную информацию, развитие навыков защиты от такой информации (тематические классные часы, часы профилактики, круглые столы, тренинги «Школа цифровой грамотности», «Безопасный Интернет», «Осторожно, фейки!» и др.); размещение на сайтах, в социальных сетях, на информационных стендах тематических информационных материалов (памяток, листовок, брошюр); информационно-разъяснительную работу с законными представителями учащихся, направленную на профилактику интернет-угроз и кибербуллинга.
К сожалению, в подростковой и молодежной среде все чаще встречается секстинг и онлайн-груминг.
Секстинг – обмен фото интимного содержания. Онлайн-груминг - формирование доверительных отношений с ребенком с целью его сексуальной эксплуатации/сексуального насилия. В онлайн-груминге цель - получить интимные фото/видео ребенка для последующего шантажа и вымогательства у него денег/более интимных материалов или встреч.
Как защитить ребенка от опасности секстинга?
Шаг 1. Осознайте сами, в чем опасность секстинга:
Шаг 2. Объясните ребенку, почему так делать нельзя:
Шаг 3. Установите правила обмена сообщениями:
Шаг 4. Обсудите с ребенком, как действовать, если его попросят отправить интимное селфи.
Как действовать, если секстинг произошел. Информация для ребенка.
-Необходимо прекратить переписку
-Не отправлять фото или деньги
-Не встречаться с преступником в реальной жизни
-Сделать копию переписки
-Обратиться к доверенному взрослому (родные, учитель, школьный психолог, социальный педагог)
- Обратиться вместе в милицию.
-Если нужна помощь и тяжело рассказать взрослым, позвонить на детскую горячую линию.
Как действовать, если секстинг произошел. Информация для взрослых:
-Пожалуйста, не ругайте ребенка
-Постарайтесь не смотреть на интимные фото – это травмирует ребенка повторно
-Не удаляйте переписку, сделайте копии или скрины
-Обратитесь в милицию
-Если задействованы учащиеся класса, обратитесь к педагогам и руководства школы, чтобы остановить или предупредить буллинг.
В завершении, хочется сказать, взрослые, вдумайтесь в смысл высказывания «В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности» /Сайрус/
Заместитель директора
по основной деятельности Борисова Е.Г.
ГУО «Бобрская средняя школа имени
А.В.Луначарского Крупского района»
Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников и родителей.
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).
Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Методические рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников
Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию
Методические рекомендации для педагогов
Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.
Эмоциональное состояние
Поведение
Интеллект
Взаимоотношения с окружающими
Физическое состояние
Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.
Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
Последовательность действий педагога
Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками
- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;
- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;
- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!
Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!
Рекомендации для родителей по профилактике насилия в семье
Уважаемые родители! Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка? А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?
Мотивы проблемного поведения детей:
При использовании родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей к агрессивному поведению!!! Следует учитывать следующие недостатки наказаний:
Информация родителям
Пренебрежение основными нуждами ребенка(моральная жестокость) Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить: - отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; - отсутствие заботы и присмотра за ребенком; - отсутствие внимания и любви к ребенку и др. Последствия моральной жестокости у детей Внешние проявления: - утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; - у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; - одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; - нечистоплотность, несвежий запах. Физические признаки: - отставание в весе и росте от сверстников; - педикулез, чесотка; - частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания; - запущенный кариес; - отсутствие надлежащих прививок; - задержка речевого и психического развития. Особенности поведения: - постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; - неумение играть; - постоянный поиск внимания/участия; - частые пропуски школьных занятий; - крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; - склонность к поджогам, жестокость к животным; - мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить: - отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; - отсутствие заботы и присмотра за ребенком; - отсутствие внимания и любви к ребенку и др. Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.Последствия моральной жестокости у детей Внешние проявления: - утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; - у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; - одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; - нечистоплотность, несвежий запах. Физические признаки: - отставание в весе и росте от сверстников; - педикулез, чесотка; - частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания; - запущенный кариес; - отсутствие надлежащих прививок; - задержка речевого и психического развития. Особенности поведения: - постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; - неумение играть; - постоянный поиск внимания/участия; - частые пропуски школьных занятий; - крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; - склонность к поджогам, жестокость к животным; - мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.II.Что должны знать дети, чтобы защитить себя Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы. Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не можетприкасаться к ней без его согласия и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей. Необходимо научить ребенка: - доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом он сможет распознать возможную опасность и избежать ее; - уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения. При этом следует объяснить, что: - хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские рукопожатия; - плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от которых хочется избавиться и которые могут ранить душу; - смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение. Ими могут быть прикосновения, которые начинаются как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела. Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок должен: - громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает; - убежать; - рассказать обо всем взрослому, которому доверяет. Ребенку необходимо разъяснить, что, хотя воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной. Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения. Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как выражение теплых чувств. От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды. Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить. Взаимоотношения с посторонними Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его: - входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер или водопроводчик; - самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, может быть фраза, что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что родителей нет дома; - несовершеннолетний должен знать, кому из друзей или соседей он может позвонить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации; - рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных служб; - нужно научить ребенка пользоваться телефоном-автоматом, знать номер домашнего телефона и почтовый адрес; - если ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная секция и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут; - выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко запоминающееся слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр. III. Что должны знать взрослые в случае жестокого обращения с детьми Педагогические работники при возникновении подозрения на насилие должны: 1. Постараться поговорить с самим ребенком, внимательно выслушать его. Верьте ребенку, если он Вам открылся, и окажите ему поддержку. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.2. В обязательном порядке поговорить с родителями или лицами, их заменяющими.3.Обратиться в травмпункт или другое медицинское учреждение для регистрации полученных повреждений.4. Подключить к решению проблемы милицию или прокуратуру.5. Обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия. Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник. Во-вторых, подключить к работе психолога, социального педагога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее.
Предпринятые педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.
Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети могут обманывать, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным лицами и др.
Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, является доверие , а также формирование чувства безопасности.
Прежде чем расспрашивать ребенка о произошедшем насилии, необходимо установить с ним контакт. Создать доверительные отношения. Ребенок будет более откровенным, сообщит больше подробностей, если будет доверять своему собеседнику. Ребенку будет легче рассказывать, если он будет воспринимать специалиста как доброго, заботящегося о нем и внимательного собеседника.
Существуют различные пути, чтобы начать беседу:
Трудность заключается в том, что ребенку тяжело выразить словами все то, что с ним произошло. Он точнее и легче выразит это своим поведением, действиями. Менее травматично выразит все в игре.
Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог.
Беседуя с ребенком, важно учитывать следующее:
Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их директору школы.
В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный медпункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, администрация учреждения образования должна сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.
Для пресечения жестокого обращения с детьми социальный педагог должен тесно сотрудничать с различными структурами. В их число входят представители ОКМДН, отделов внутренних дел, участковые инспекторы милиции, члены неправительственных организаций и др. Социальному педагогу необходимо совместно с участковым или инспектором обследовать жилищно-бытовые и материальные условия проживания семей, где совершается насилие, чтобы выявить тех детей, которые не обеспечены необходимыми условиями воспитания. Если же получены сведения о фактах насилия над детьми, то для получения более полной информации следует направлять запрос в отдел профилактической работы ОВД о наличии в банке данных на этих лиц, за возможные нарушения (привлечениек административной ответственности, наличие судимости и т.д.).
Помимо помощи пострадавшим от насилия большое значение придается предупреждению жестокого обращения с детьми, созданию эффективной системы профилактики, которая предполагает, как минимум два этапа. Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на обе вовлеченные в насилие стороны, т.е. на насильника и жертву. Это воздействие предполагает широкий круг мер, направленных на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды: своевременное оказание помощи семьям «группы риска», профилактику алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних. Важное значение имеет правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.
На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегии деятельности в угрожающих жизни ситуациях, и тренинги по формированию навыков безопасного поведения. Большое внимание уделяется предупреждению противоправных действий окружающих, например, детей учат не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт и не знакомиться, не поддаваться уговорам и т.д. Одновременно на стендах в рекреациях образовательных, медицинских и иных воспитательных учреждений размещается информация об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении. На этом же этапе проводятся мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни молодежных и подростковых группировок, вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Вместе с тем следует создавать подростковые клубы и иные объединения для проведения полноценного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей молодежи. Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т.д.
Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя особенно часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв, в силу чего возможны повторные посягательства на неприкосновенность. В таких случаях большое значение приобретает юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и в центрах, оказывающих реабилитационную поддержку. В этих учреждениях, кроме юристов, как правило, работают различные специалисты: социальный педагог, психолог, психоневролог, нейропсихолог, логопед и др.
Участие работников местных органов власти необходимо в тех случаях, когда из-за жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка его безнадзорность приобретает хронический характер, а состояние физического и психического здоровья внушает серьезные опасения. Пошатнувшийся, а то и разрушенный статус подростка в учебном учреждении и в семье вызывает ощущение ненужности, заброшенности, что способствует развитию девиантного поведения в виде бродяжничества, алкоголизма, наркомании, клептомании, аутоагрессии и пр. Однако при оказании помощи такому ребенку необходимо избегать "эффекта маятника", когда внимание фокусируется то на ребенке, то на всей семье. Необходимо одновременно держать в центре внимания и жертву жестокости, и его ближайшее окружение, планируя комплекс мероприятий.
Работники учреждений первичного звена здравоохранения (педиатры, терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, семейные врачи, психиатры, персонал скорой медицинской помощи, социальные работники и другие специалисты) должны обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для распознавания признаков жестокого обращения с детьми, оценки состояния и физического развития детей. Оценка состояния детей - жертв физического насилия должна включать: анамнез; данные физического обследования; протокол рентгеновского исследования; исследование системы свертывания крови; цветные фотографии; данные обследования братьев и сестер; официальное медицинское заключение; характеристику поведения пострадавшего; оценку развития ребенка. Особое значение в этих случаях придается медико-социальному патронажу, выполняемому работниками детских поликлиник. Осмотр ребенка по любому поводу ( при обращении родителей, профилактический осмотр и другие), требует от врача настороженности в отношении рассматриваемой проблемы, поскольку предоставляется реальная возможность даже при отсутствии жалоб увидеть первые признаки насилия. В случае возникновения подозрения на унижение ребенка в семье, жестокое обращение с ним врач обязан незамедлительно прежде всего: - поставить в известность о своих предположениях службу защиты детей; - обеспечить госпитализацию каждого ребенка, подвергшегося жестокости и нуждающегося в защите, на период первичного обследования; - проинформировать родителей о диагнозе; - сообщить правоохранительным службам о полученных ребенком травмах.
Таким образом, прервать насилие и жестокое обращение с детьми и подростками способны следующие меры:
- обучение будущих родителей методам ненасильственной педагогики и оказание психолого-педагогической помощи нуждающимся в этом семьям. Следует побуждать взрослых внимательно относиться к потребностям детей, при необходимости проводя коррекцию завышенных ожиданий и снижая потолок требований родителей, моделировать позитивные подходы к ребенку предлагая варианты решения возникающих проблем;
- систематическое освещение в средствах массовой информации проблемы насилия над детьми с целью воздействия на общественное мнение и трансформации стереотипов воспитания;
- разработка действенной процедуры и реального механизма защиты прав и интересов ребенка по личному обращению;
- создание системы взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, органов внутренних дел и социальной защиты населения для оказания помощи детям, страдающим от семейного насилия;
- усиление контроля за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях;
- формирование безопасной образовательной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей, а также оказания психологической и иной поддержки педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к учащимся;
- активное внедрение в школьную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;
-формирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против личности, расширение социально-психологической компетентности.
- обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих, а также для налаживания партнерских отношений со сверстниками и в будущей собственной семье.
Рекомендации родителям
«Как оградить ребенка от насилия»
Советы для самых маленьких
Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того чтобы он твердо запомнил следующие правила:
Советы для детей младших классов
у родителей
Советы для подростков
Советы для самых маленьких
Советы для детей младших классов
у родителей
Советы для подростков
Педофил не хватает ребенка за руку и силой не утаскивает его в безлюдное место. В 99,9 % случаев ребенок по доброй воле следует за педофилом, увлеченный каким-либо заманчивым предложением.
Специалисты следственного комитета напоминают о том, как можно и нужно обезопасить детей от насилия.
Похищение детей
Вопрос, который часто задают родители – как предупредить похищение ребенка? Действительно, тема похищения детей как никакая другая имеет все основания считаться одной из самых болезненных. Первое: пожалуйста, поймите самую главную вещь – педофил не хватает ребенка за руку и силой не утаскивает его в безлюдное место. В 99,9 % случаев ребенок по доброй воле следует за педофилом, увлеченный каким-либо заманчивым предложением.
Объясните ребенку подробно всего одно положение – нормальному взрослому человеку от ребенка НИ-ЧЕ-ГО не нужно. Если «незнакомый дядя» или «незнакомая тётя» предлагает проследовать за ним/ней, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ КУДА и ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ЗАЧЕМ, то (обращаетесь вы к ребенку) 100 % этот дядя или эта тётя – ПОХИТИТЕЛЬ детей.
Примерные диалоги, которые составляют похитители:
Эффективность последнего приема базируется на фундаментальных свойствах человеческой психологии – в стрессовой ситуации человек неадекватно оценивает ситуацию и не склонен к логическим суждениям.
Похитители могут выдумать множество новых приемов, но, так или иначе, в основе всегда будут котята, ежики, мороженое, быстрые деньги или «я знакомый ваших родителей».
Приведите все эти примеры Вашему ребёнку, расскажите ему подробно, что не нужно вестись на провокации.
Как следует вести себя ребенку? Незамедлительно отвернуться, отойти от этого человека и идти туда, где есть люди.
Только этими подробными разговорами с ребёнком Вы в несколько десятков раз МИНИМИЗИРУЕТЕ риски для Вашего ребенка подвергнуться похищению со всеми вытекающими последствиями, которые описывать, думаю, нет необходимости. Мы все взрослые и всё понимаем.
Учитывайте одну маленькую деталь. В случае с малышами до трех лет лучше в принципе исключить вероятность встречи один на один с незнакомцем. Дело в том, что в этом возрасте у детей формируется базовое доверие к людям, и понятия «плохой-хороший» еще не существует.
Детям 3-5 лет можно рассказать об опасности общения с незнакомцами на примере сказок. Типичный пример – «Волк и семеро козлят».
С 5 лет дети уже в состоянии разграничить круг знакомых и друзей семьи. Знакомые – это коллеги родителей по работе, соседи. И для ребенка они приравниваются к незнакомцам, с которыми ходить куда-либо вдвоем не нужно. Чтобы ребенку было проще, перечислите конкретных людей, которым малыш может доверять и с которыми может ходить куда угодно. Это бабушки, дедушки, тети и дяди и другие близкие родственники.
Также стоит объяснить ребенку, что на свете бывают разные люди – и хорошие, и плохие. И порой на первый взгляд неясно, кто перед тобой. В качестве примеров вспомните сказки.
Если незнакомец предлагает конфетку…
Ребенок должен четко уяснить: брать какие-либо подарки, сладости, сувениры у незнакомых людей НЕЛЬЗЯ! Исключение составляет ситуация, когда мама находится рядом – в этом случае ребенок должен ответить незнакомцу, что спросит у мамы, можно ли ему взять подарок.
Если незнакомец настаивает на подарке, ребенок должен без объяснений развернуться и убежать или обратиться к любому прохожему, и попросить о помощи. Фраза может быть примерно такой: «Извините, не могли бы Вы мне помочь? Этот человек что-то от меня хочет, но я не могу понять, что именно».
Для наглядности можно проиллюстрировать свои слова сказочным примером с похожей ситуацией, но со счастливым концом.
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Правило 1. Устанавливайте доверительные отношения с ребенком.
Постоянно наблюдайте и оценивайте изменения в поведении ребенка. Старайтесь обращать внимание на его окружение. Сделайте дом максимально комфортным для времяпрепровождения, как для Вашего ребенка, так и его друзей; необходимо наладить тесные взаимоотношения с педагогами и родителями одноклассников ребенка.
Поощряйте ребенка рассказывать о своих друзьях, о себе и своих увлечениях. Доверительные отношения станут для ребенка хорошим стимулом рассказывать о происходящих в его жизни событиях и в случае непростой ситуации родители смогут вовремя оценить степень опасности и помочь найти выход из нее.
Правило 2. Уделяйте больше внимания своему ребенку
Один из самых надежных способов, который поможет Вам наладить доверительные отношения, заключается в том, чтобы проводить с ребенком как можно больше времени. Дети, страдающие от нехватки родительского внимания, с большей вероятностью проявят интерес к чужому человеку (потенциальному преступнику), который сможет увлечь их. Такие люди быстро входят к ним в доверие, они умеют сопереживать детям и понимать их, становясь для них образцом взрослого человека, к которому они тянутся.
Правило 3. Будьте открыты ребенку в любых ситуациях.
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях в своей жизни, друзьях; задавать ребенку вопросы о его страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды.
Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а скрытность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.
Правило 4. Дайте ребенку максимум необходимой информации о проблеме.
С раннего детства рассказывайте ребенку о правилах поведения в обществе, приводя примеры положительных и отрицательных форм проявления. Учите держать правильную дистанцию при общении со взрослыми; желательно обыгрывать такие ситуации на улице. Однако при этом старайтесь не запугивать ребенка, а учить его действовать в экстремальной ситуации, повторяя уроки по мере взросления. Следите за тем, чтобы Ваша речь не была похожа на нудные поучения. Постарайтесь интересно и доходчиво донести до ребенка основные правила поведения на улице, сопровождая свою речь яркими примерами. Только в этом случае ребенок услышит Вас – а Вы сможете быть уверены, что в случае чего он сумеет за себя постоять!
Правило 5. Особую осторожность следует проявлять в отношении безопасности ребенка в Интернете.
По возможности установите на компьютере программы, блокирующие нежелательные или потенциально опасные сайты. Объясните ребенку, что также как и в реальной жизни, в сеть нельзя выкладывать личную информацию, к которой относятся адрес, номер телефона, место работы или учебы. Научите ребенка пресекать попытки знакомства в сети Интернет (по причине того, что новые знакомые могут оказаться злоумышленниками). Желательно вместе обсудить, какие фотографии допустимо выкладывать в социальные сети.
Правило 6. Следите за тем, чтобы внешний вид ребенка не был провоцирующим.
Следите, чтобы ваш ребенок сам не провоцировал преступника на агрессивные действия излишне вызывающим внешним видом либо дорогими украшениями.
Правило 7. Сведите к минимуму возможность столкновения ребенка с лицами группы риска.
Установите в подъезде железные двери с кодом во избежание проникновения в него бомжей или наркоманов. Объясните ребенку, что в Ваше отсутствие никто не станет обращаться к нему, и поэтому не зачем открывать двери посторонним.
Правило 8. Требуйте от ребенка:
– чтобы, уходя из дома, дети всегда сообщали куда идут и как с ними можно связаться в случае необходимости;
– чтобы избегали случайных знакомств, приглашений в незнакомые компании;
– чтобы перед уходом из гостей, театра и т.п. звонили и предупреждали об этом;
– чтобы не входили в подъезд, лифт с незнакомыми людьми.
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ ДЕТЯМ
Правило 1. Уметь сказать «НЕТ».
Твердо сказать «нет», рассказать о своих проблемах тому, кто в состоянии реально помочь – эти жизненно важные для любого ребенка навыки следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации.
Правило 2. Ненужные разговоры с посторонними.
Очень часто преступники пользуются доверием детей. Научите своего ребенка, что он не должен разговаривать с незнакомцами и тем более соглашаться на его предложения или приглашения (посмотреть животное, поиграть в любимую игру, сходить в магазин за конфетами, мороженым, игрушкой, поехать к маме (папе, бабушке и т.д.) и другое). Объясните, что преступники для того, чтобы войти доверие, становятся добрыми, ласковыми и понимающими.
Правило 3. Как вести себя в угрожающей ситуации
Прививайте навыки по предупреждению насилия. Ребенок должен знать, как вести себя в опасной ситуации.
В 2022 году в подростковой и молодежной среде участились случаи совершения мошенничеств под предлогом оказания помощи родственникам, которые якобы стали виновниками совершения дорожно-транспортного происшествия и для возмещения ущерба либо непривлечения их к ответственности необходимо передать крупную сумму денег.
Справочно. Злоумышленники осуществляли звонки посредством IР-телефонии с абонентских номеров различных стран (Республика Молдова, Латвийская Республика, Литовская Республика, Российская Федерация, Эстонская Республика, Республика Армения и др.). Как правило, звонки поступали на стационарные телефоны. Неизвестные убеждали человека поверить, что ему действительно звонит его близкий родственник, который оказался в беде. После непродолжительного разговора мошенники просили сообщить номер мобильного телефона для продолжения беседы и не прерывать при этом связь по стационарному телефону, чтобы до данного гражданина никто не мог дозвониться. Через некоторое время к разговору подключался другой человек, который представлялся следователем и продолжал «разыгрывать спектакль».
Для доверчивых граждан мошенники подыскивали курьеров, которые забирали деньги либо просили перевести средства международным переводом. Особую тревогу вызывает тот факт, что в данную преступную схему в качестве курьеров все чаще вовлекаются несовершеннолетние. Подобную подработку подростки находят в мессенджере «Телеграмм». В ходе переписки им предлагают забрать денежные средства у одного лица, передать их другому и получить за это в качестве оплаты 15% от суммы денег, которые передавались. Также предоставляется и инструкция о правилах поведения при общении с гражданами и методах конспирации.
В 2022 году несовершеннолетними и при их участии уже совершено 11 подобных преступлений, 9 из которых – в мае текущего года.
В указанных случаях несовершеннолетние курьеры отвечают по закону наравне с другими участниками преступных схем. Возраст привлечения к уголовной ответственности за мошенничество (статья 209 УК Республики Беларусь) – с 16 лет. Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.
«Игровая зависимость» Что это?
Это одна из форм психологической зависимости. Проявляется в виде непреодолимого влечения к азартным играм: а именно казино, игровые автоматы, онлайн–игры, букмекерские конторы «ставки на спорт», компьютерные игры.
В последнее время среди подростков и взрослых широкое распространение получили сетевые игры, а именно, компьютерные игры. Компьютерные игры так сильно воздействуют на психику человека, что в реальной жизни он не может потом найти замену своей любимой игре. Люди просто перестают общаться со своими близкими и друзьями.
Почему люди начинают играть?
Игровая зависимость ведет: к снижению настроения, ухудшению общего самочувствия, социальной активности; наблюдается повышенная тревожность и нарушение адаптации в обществе. По мере развития игровой зависимости у взрослых формируется неудовлетворенность собой, теряется смысл жизни, развивается глубокая депрессия.
Существует два типа игроков: одни играют эпизодически, позволяют себе проиграть определенную сумму в казино или в игровых автоматах, другие входят в состояние игрового транса, теряют счет времени и деньгам.
Стадии игровой зависимости:
Нет зависимости. В самом начале формирования игровой зависимости человек увлечен игрой, но он может еще от нее отказаться, найти себе другое занятие в свободное время;
Средняя зависимость. Отказаться от игры становиться труднее. Геймер уже заработал много очков, у него есть внутри игровая валюта и какое-то количество внутри игровых бонусов или вещей;
Тяжелая зависимость. Человек увлечен игрой, не может от нее отказаться, все свободное время посвящает игре, тратит уже реальные деньги. В разговорах с друзьями у него только одна тема – любимая игра, ведется пропаганда этой игры среди окружающих. Даже в этой стадии взрослому человеку трудно признаться себе и окружающим в своей игровой зависимости.
Советы по профилактике игровой зависимости
В случае если Вы сами не можете справиться со своим «увлечением», пристрастие к играм, которое негативно сказывается на Вашем здоровье, материальном благополучии, отношении с окружающими, рекомендуем обратиться за помощью специалиста (психиатра, психотерапевта).
Памятка «Азартные игры»
Зависимость от азартных игр еще иногда называют «скрытым заболеванием» потому, что очевидных физических признаков болезни нет, как, например, в случае с алкогольной или наркотической зависимостью. Проблемные игроки, как правило, отрицают, или сводят наличие проблемы к минимуму. Они также идут на многое, чтобы скрыть страсть к азартным играм от окружающих. Например, проблемные игроки часто отдаляются от своих близких, скрывают и лгут о том, где они были и что делали.
Есть ли у меня проблемы с азартными играми?
У вас проблемы с азартными играми, если:
Вы чувствуете необходимость скрывать тот факт, что вы азартный игрок. Вы никому не говорите о том, что вы играете, или значительно преуменьшаете проигранную сумму, чувствуя, что другие не поймут вашего увлечения, или хотите удивить их крупным выигрышем.
Вы не можете контролировать свой азарт. Вы можете покинуть игру в процессе, когда понимаете, что вам ничего не светит? Или вы готовы проиграть все до последней копейки? Повышаете ли вы ставки в надежде вернуть проигранные деньги?
Вы делаете ставки, даже если у вас уже нет денег. Красным флагом должно стать ваше отчаяние вернуть проигранные деньги. Когда вы проигрываете деньги, которые откладывали специально для игры, это нормально. Но если в ход пошли деньги для оплаты счетов, с кредитных карт или для других нужд, у вас явно проблема с самоконтролем. Возникает желание одолжить денег, что-либо продать или даже украсть. Это порочный круг. Человек может быть уверен в том, что вернуть деньги можно только выиграв их. Но такой образ мышления лишь прочнее затягивает узел.
Ваши друзья и семья обеспокоены вашим поведением. Отрицание лишь отдаляет необходимость решения проблемы. Если близкие люди обеспокоены, стоит внимательно к ним прислушаться. Посмотрите на то, как азартные игры влияют на вашу жизнь с другой стороны. Просьба о помощи не является признаком слабости. Измениться никогда не поздно.
Лечение игровой зависимости
Каждый игрок по-своему уникален, и поэтому нуждается в индивидуальной программе лечения, которую составят профессионалы специально для него. То, что работает для одного человека, не обязательно сработает для другого. Самым большим шагом должно стать осознание проблемы. Чтобы прийти к этому, потребуется немало усилий и храбрости, особенно в ситуации, когда человек уже потерял огромное количество денег и разрушил свои отношения с близкими людьми. Однако отчаиваться не стоит, равно, как и не стоит проходить через все это в одиночку. Вы не одни, до вас преодолеть зависимость и восстановить отношения смогли и другие люди. Лечение игровой зависимости никогда не было легкой задачей. Но если вы нашли правильное лечение и получаете поддержку, все возможно!
Терапия игровой зависимости
Когнитивно-поведенческая терапия игровой зависимости сосредотачивается на изменении нездорового азартного поведения и мыслей, таких как рационализация и неправильные установки. Эта терапия учит игроков тому, как справляться с азартными порывами и неприятными чувствами, вместо того, чтобы уходить в мир иллюзий с помощью азартных игр, которые тянут за собой финансовые, профессиональные и межличностные проблемы. Целью данной терапии является «ремонт» зависимого мозга путем переосмысления сути азартных игр. Помощь терапевта даст вам необходимые инструменты и поддержку для восстановления и переосмысления неправильного образа жизни.
Поддержка в процессе выздоровления от игровой зависимости
Бросить играть не так сложно. Гораздо сложнее сохранить это состояние, и не сорваться под давлением очередного азартного порыва. Поддерживать выздоровление от азартной зависимости можно без труда, если вы окружаете себя людьми, на которых можно рассчитывать, если избегаете азартного окружения, на время передаете контроль над вашими финансами другому человеку (которому вы можете доверять), находите для себя увлекательное занятие, которым можно заменить азартные игры.
Как изменить свою жизнь и принимать только здоровые решения?
Единственный способ борьбы с желанием сыграть в азартную игру является анализ того, что становится причиной желания играть, проработать ситуацию, убрать причины и заменить их. Четырьмя элементами проблемной игромании являются:
Решение: перед тем, как начать игру, человек принимает решение в нее сыграть. Если у вас появляется такое желание, прекратите делать то, что вы делали до этого и позовите кого-нибудь, подумайте о последствиях своего решения, заставьте себя перестать думать об азартной игре, немедленно займитесь другим видом деятельности.
Деньги: играть в азартные игры без денег невозможно. Спрячьте свои кредитные и зарплатные карты, позвольте другому человеку следить за вашими финансами, при себе всегда держите ограниченное количество наличных денег.
Время: играть в азартные игры без свободного времени невозможно. Составьте расписание своего времени, добавьте в распорядок дня приятное активное времяпрепровождение, которое никак не связано с азартом, найдите время для того, чтобы расслабиться, планируйте больше мероприятий со своей семьей.
Игра: без игры или деятельности, где можно заключать пари, азартно играть невозможно. Избегайте соблазнов. Скажите своим друзьям о том, что у вас игровая зависимость, чтобы они не склоняли вас к вашей вредной привычке. Заблокируйте онлайн сервисы для азартных игр на своем компьютере.
Проблемному азарту изначально предшествуют определенные условия. Как только вы бросаете играть, такие условия как депрессия, одиночество или скука останутся. Это значит, что во избежание рецидива, вам необходимо обращать на них внимание. Существуют альтернативные манеры поведения, которые могут заменить азартную игру. Например:
Причины любви к азартным играм |
Примеры заместительного поведения |
Обеспечить яркие переживания, получить прилив адреналина |
Спорт: горный велосипед, скалолазание, карт рейсинг |
Быть более общительным, Преодолеть застенчивость или одиночество |
Консультирование, курсы публичных выступлений, общение с семьей и друзьями, волонтерские работы, поиск новых знакомств |
Желание притупить неприятные ощущения, забыть о проблемах |
Психотерапия |
Скука и одиночество |
Искусство, музыка, спорт, книги, поиск людей с похожими интересами |
Снять напряжение после тяжелого дня |
Даже 15 минут зарядки помогут снять стресс. Глубокое дыхание (возможно холотропное), медитации, массаж |
Решить финансовые проблемы |
Шансы всегда против вас, гораздо лучше обратиться за помощью к специалисту по ведению финансов |
Профилактика игровой и интернет-зависимости среди подростков
ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ:
Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок (при игре дети практически не моргают) может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ
Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.
Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.
Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.
Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Как уменьшить неприятные последствия долгой работы за компьютером?
Существуют множество познавательных, развивающих игр. Виртуальная реальность при умелом использовании является полем для развития, познания и совершенствования человека. Это требование реальности. Но все хорошо в меру. Компьютер не должен заменять другие способы познания, развития и общения. Существует несколько простых правил использования компьютерной техники.
Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.
Детский правовой сайт (http://www.mir.pravo.by), являющийся важным информационном ресурсом;
сайт (http://pomogut.by), оказывающий информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации,
сайт (http://kids.pomogut.by), созданный для защиты детей от буллинга, груминга, педофилии и распространения наркотиков посредством сети Интернет,
Республиканский центр психологической помощи (http://rcpp.by).
(психологическая помощь по проведению профилактических мероприятий и оказанию содействия и помощи в разрешении сложных случаев)
16 октября 2021 года в шестой школьный день педагог социальный Корнейко Валентина Васильевна провела для учащихся V-VIII классов профилактическое мероприятие "Электронная сигарета... Что это? Модный девайс или новый вид зависимости?".
С 20 сентября по 25 сентября 2021 года в учреждении образования была проведена неделя правовых знаний.
Цель: знакомство и получение новых знаний о правах и обязанностях ребёнка, воспитание правовой культуры обучающихся.
Задачи:
познакомить обучающихся с «Конвенцией ООН о правах ребёнка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
формировать представления о правах и обязанностях школьников.
учить применять правовые знания в повседневной жизни.
формировать уважительное отношение к правам других людей.
Традиционно, как и все недели в нашей школе, неделя правовых знаний началась с линейки, также был оформлен красочный стенд «Я – правовед!» на котором были размещены основные права ребенка, также содержалась информация о том, куда можно обратиться в случае нарушения прав.
Обновили уголок правовых знаний «Подросток и закон», «О правах ребенка».
В библиотеке проходила тематическая выставка – обзор методической литературы, пособий, брошюр по теме правового просвещения обучающихся и их родителей.
Для родителей и педагогов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, специалистами СППС проводились индивидуальные консультации. Была организована групповая консультация «Нравственность и уважение к закону, как основа воспитания личности».
Согласно плану недели, мероприятия прошли во всех классах.
В начальной школе дети получают первые представления о правах человека. Здесь формируются навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице. В ходе проводимых мероприятий ребята получили представление о Конвенции как о документе, защищающем их права. С большим интересом участвовали во всех мероприятиях: игра-путешествие «По страницам правового сайта», конкурс детского рисунка «Безопасное детство».
Среди обучающихся 5 – 11 классов продолжается работа по формированию правовой культуры, развитию навыков правомерного поведения. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики, как знание своих прав и обязанностей, повышение ответственности за свое поведение. Диспут «Что значит быть патриотом», беседа – рассуждение «Границы права и ответственность», час общения «Если бы социальные сети были реальной жизнью», час общения о соблюдении правил поведения в общественных местах, интерактивная беседа «Кем быть, каким быть», «Участие несовершеннолетних в несанкционированных мероприятиях», интеллектуальная игра «Правовой турнир».
Анализируя проведённую работу, можно сделать выводы:
- в ходе недели обучающиеся углубили и закрепили знания о своих правах и обязанностях.
- научились применять полученные правовые знания при ситуациях, где были обозначены противоправные действия.
Надо отметить, что подобные мероприятия, несомненно, позволяют повысить уровень правовой грамотности подрастающего поколения, воспитывают его в духе уважения к закону, что положительно сказывается на снижении уровня правонарушений в детской и молодежной среде.
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА
ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!
ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь
Памятка по профилактике насилия
Насилие – это применение или угроза применения силы, которое может привести к нанесению телесных повреждений, вреда здоровью, лишениям или даже к смерти.
Сексуальные злоупотребления
Принудительная проституция и организованная педофилия – это другие формы сексуальных злоупотреблений, когда ребенка заставляют заниматься половыми актами с незнакомыми людьми и другими взрослыми за деньги, выплачиваемые взрослому сутенеру. Дети в ситуациях вооруженных конфликтов, перемещенные, дети мигрантов и беженцев, дети в интернатах, дети, оставшиеся без поддержки семьи и дети, живущие в бедности, особенно уязвимы ко всем формам сексуальной эксплуатации. Родители, учителя, работники социальных служб и политики – все должны участвовать в защите детей от сексуальных злоупотреблений.
Торговля детьми
Ребенок, ставший жертвой торговли людьми – это любой человек, не достигший возраста восемнадцати лет, которого вербуют, перевозят, передают, укрывают или получают с целью эксплуатации, либо внутри страны, либо за ее пределами. В некоторых случаях детей обманывают, им обещают путешествие и новую школу; в других случаях нищие семьи продают детей за деньги.
Уязвимые группы детей
К ним относятся
Памятка по профилактике насилия по отношению к детям
Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей
Уважаемые родители!
Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».
«Правило пяти «нельзя».
– Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
– Нельзя заходить с ними вместе в подъезд, лес и другие нелюдные места.
– Нельзя садиться в чужую машину.
– Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
– Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»
– Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
– Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
– Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
– Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
– Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
– Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
– Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
– Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
– Отсутствие целей и планов на будущее;
– Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
– Пессимистическая оценка своих достижений;
– Неуверенность в себе, снижение самооценки.
– Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.
– Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.
– Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).
– Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.
– Признаки, связанные со здоровьем.
– Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.
— Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
— Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
— Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
— Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
— Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
— Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.
Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.
Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка. Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.
В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.
– Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где ис кем проводят время. – Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить сребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.
– Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
– Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
– Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
– Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.
– Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.
– Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
19 октября 2021 года инспектором ИДН Крупского РОВД Куркиным И.И. проведена профилактическая беседа с учащимися VIII класса о недопущении правонарушений в быту.
Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.
Ссылка на материалы https://drive.google.com/drive/folders/1OJn7ayRrzvc1rSeYcsrrvEUj_cJXxib5