Выступающий: педагог-психолог
Половое воспитание в семье
Вводное слово о причинах проведения данного мероприятия именно в этом классе.
С КАКОГО ВОЗРАСТА НУЖНО НАЧИНАТЬ?
Самая распространенная ошибка родителей – думать, что дети начинают интересоваться половой жизнью в подростковом возрасте. Часто первый разговор происходит, когда подросток впервые приводит знакомиться девочку или начинает задерживаться на улице допоздна. Это в корне неправильно. Тему полового созревания, функций мужского и женского пола, отношений и института семьи нужно поднимать намного раньше.
Половое воспитание начинается в 1–2 года с изучения частей тела. Когда ребенок узнает, где у него ручки, ножки, глазки.
Многие родители совершенно не разделяют половое и сексуальное воспитание. А между тем это совершенно разные вещи: Половое воспитание формирует у детей и подростков правильное отношение к вопросам пола. Как выглядят девочки и мальчики? Какие существуют внешние и внутренние отличия между ними? Как общаться и какие отношения строить с противоположным полом? Это широкое направление, охватывающее стиль одежды, манеры, поведение, хобби противоположных полов, а также их отношения.
Половое воспитание способствует правильной самоидентификации, помогает девочкам вырасти в успешных женщин, а мальчикам – в настоящих мужчин.
Сексуальное воспитание рассматривает более узкие вопросы: отношение к телу, сексуальности и собственно сексу. Это знания о том, какие потребности возникают у мужчин и женщин, как их удовлетворять и контролировать, почему нужно защищаться во время полового акта, когда начинать сексуальную жизнь.
ПОЧЕМУ ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ТАК ВАЖНО?
Каждый родитель в свое время сталкивается с неудобными вопросами маленьких детей: «Почему я не видел малышей в капусте? Что это у мальчиков между ног?». Увидев в очереди к врачу, как мама пеленает маленькую девочку, мальчик непременно обратит внимание на иное строение гениталий. В такой ситуации правильно заметить, какая малышка маленькая и беззащитная, что он тоже был когда-то таким. В таком случае ребенок не заострит внимание на теме и воспримет разницу в строении органов как данность.
Резкое одергивание, намерение пристыдить, напротив, побудит еще больший интерес или приведет к тому, что ответы на свои вопросы ребенок будет искать в сторонних источниках. Если замалчивать вопросы половых отношений и сексуальности, придавать им негативный окрас, детское любопытство никуда не исчезнет. Напротив, будет только возрастать. Ребенок будет находить ответы у сверстников, старших товарищей, в интернете, брошюрах и рекламе. И не всегда они будут соответствовать действительности. Приведем один ужасный пример, доказывающий важность полового воспитания. Девочка, не знающая, что такое секс, может воспринять его как некую игру и долго терпеть растление. А вот осведомленный ребенок будет знать, что это не норма. С большей вероятностью он сообщит о приставаниях родителям. И здесь очень важно не стесняться, называть органы своими именами. Это, прежде всего, даст ребенку словарный инструмент для того, чтобы объяснить свои проблемы, беспокойства.
Ведь информированность – это своего рода иммунитет от грязи, растления, и многих других сексуальных проблем. И свободное общение родителей и ребенка на темы, которые многим кажутся «неудобными», – верный путь для создания доверительных отношений.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТАХ
Основу полового воспитания дают родители. Прежде всего, это личный пример. Изо дня в день ребенок наблюдает за отцом и матерью, впитывает их привычки, манеру общения и способы взаимодействия между собой. Помимо этого, на разных этапах формирования у детей возникают разные вопросы о половых аспектах жизни. Вначале они поверхностные и не требуют разъяснений. Позже детей начинают интересовать детали. Для каждого возраста существует свой подход к объяснению щепетильных тем. Информация должна соответствовать возрастному восприятию ребенка. Иначе у него появится еще больше вопросов, а главный ответ так и не будет найден.
В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Детские психологи советуют родителям не стимулировать познавательную деятельность ребенка в сексуальных вопросах в раннем возрасте, а дождаться, когда он задаст вопрос сам. Уже в 2–3 года он может внезапно спросить: «Как я появился? Что у тети в животике, почему он большой?». В такой момент важно не растеряться и подобрать правильные слова. Отвечая, не следует углубляться в терминологию. Примеры ответов: «Почему я девочка, а брат мальчик?» – «Потому что ты родилась такой, как мама, а братик – как папа». «Как я появился?» – «Все дети появляются и живут у мамы в животике».
В 2–3 года дети интересуются своим телом, отличиями между мальчиками и девочками.
В 3–4 года они выясняют, откуда берутся дети,
а в 4–5 лет – как попадают маме в живот и как выходят оттуда.
Если родители в 5 лет все еще рассказывают про капусту, дети чувствуют фальшь и начинают интересоваться этими вопросами у сверстников. Например, на первом этапе (в 3–5 лет) ребенка интересует вопрос, как он появился. И ему достаточно будет узнать, что он вырос у мамы в животике, а потом, когда стал уже младенцем, доктор помог его достать из животика. На этом можно сделать паузу – возможно, уже этой информации будет достаточно.
Позднее (в 5–7 лет) у малыша могут возникнуть вопросы более детальные. Например, как он попал в животик и как доктор его достал. И здесь можно воспользоваться картинками из детских энциклопедий и рассказать, что папина и мамина клеточка соединились (наверняка пояснений не потребуется) и стали постепенно расти, превращаться в человечка. Здесь уместно будет рассказать коротко об этапах формирования плода – от нескольких клеточек до ручек, ножек и полноценного малыша. Обязательно отметить, как сильно вы ждали его появления, готовились. Можно посмотреть альбом с фото УЗИ и первыми фото малыша. С ранних лет следует правильно называть половые органы: влагалище, пенис, яички, задний проход.
В 5 ЛЕТ Дети 5 лет активно выстраивают отношения со сверстниками. Они продолжают интересоваться информацией о половых различиях и деторождении. В этом возрасте следует поднимать вопросы нравственности, разговаривать о дружбе, семье, «неполой» любви к маме, папе, братьям и сестрам
В 6 ЛЕТ В этом возрасте ребенок активно готовится к школе. Развиваются его умственные способности и мелкая моторика, позволяющая осуществлять письмо. Он задает все больше вопросов о половых отношениях, его начинают интересовать тонкости.
В 6 лет важно сформировать такие понятия, как стыдливость, сдержанность, готовность прийти на помощь.
В 7 ЛЕТ Даже при отсутствии полового воспитания школьник знает об анатомических отличиях девочек и мальчиков. Но, как правило, проявляет стеснительность в обсуждении таких вопросов и понимает, что говорить о сексе неприлично. Если это не принято в семье, он перестает задавать вопросы и черпает информацию на стороне.
Когда ребенку 7 лет, родителям следует самим затрагивать щекотливые темы, с мальчиками поговорить о поллюциях, а с девочками – о менструациях.
В 8 ЛЕТ Интерес к сексуальной тематике растет и часто становится предметом шуток и интересных рассказов среди сверстников. Дети могут использовать неприличные слова, не вникая в их смысл. Начинает четко проявляться идентификация к половой принадлежности. Это выражается в выборе спорта, хобби, увлечений и игр. Девочки и мальчики стремятся завести надежных друзей, как правило, своего пола.
В 8 лет правильному половому воспитанию будет способствовать совместные занятия «мужскими» и «женскими» делами, доверительные беседы на тему взаимоотношений в коллективе.
В 9–10 ЛЕТ Наиболее важный период в половом воспитании. В 9–10 лет у многих детей начинается половое созревание. Следует затронуть такие темы, как эмоциональные скачки, предстоящие гормональные и физиологические изменения. Девочкам нужно рассказать о гигиене во время менструации, о прокладках и тампонах. Вместе с тем важно учить нравственности, чести, говорить о правилах поведения с противоположным полом.
В 11–12 ЛЕТ В этом возрасте дети предпочитают знакомиться с темой секса, изучая энциклопедии, медицинские схемы и фото. Гормональная перестройка провоцирует все больший интерес к собственному телу. Многие пробуют мастурбацию. Девочки и мальчики стремятся больше узнать о строении половых органов, половом акте. Получение правдивой информации снимает естественный эротический зуд и воспринимается как подготовка к практике. В разговоре с детьми важно затронуть институт брака, роли мужчины и женщины в семье, вопросы ответственности за половые отношения и возможное появление детей после начала менструаций у девочек. Следует объяснить, что они только готовятся стать взрослыми и прежде чем перейти к практике, нужно пройти все этапы развития. Необходимо спокойно внушать ребенку, что секс – это хорошо, но это только для взрослых.
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Начиная с 13–14 лет подростки могут вступать в первые половые отношения при недостаточном половом воспитании. Возникают первые влюбленности и повышается интерес к противоположному полу. Следует поднять темы контрацепции, инфекционных заболеваний, передающихся половым путем. Важно не заострять внимание на негативных аспектах. Предупредить раннее начало половой жизни помогут увлечение спортом, обсуждение вопросов нравственности, различных моделей поведения.
КАКИЕ МОГУТ ВОЗНИКАТЬ ПРОБЛЕМЫ?
Интерес к сексуальной жизни в разном возрасте проявляется по-разному. Часто сексуальное поведение детей родители воспринимают как ненормальное. Например, исследование своего тела, мастурбация, игры с противоположным полом являются естественными. Другое дело, когда этому уделяется слишком много внимания и тема секса становится навязчивой. Даже у маленьких детей могут возникать те или иные проблемы полового характера: развращенность; неприязнь к своему телу; неправильная самоидентификация; ранняя половая жизнь и другие. В 25% случаев проблемы связаны с растлением, насилием, влиянием сексуальных игр и порнографией. В 75% различные отклонения возникают от травмирующего поведения взрослых, невозможности обсудить с ними волнующие темы, отсутствие полового воспитания.
МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Часто родители испытывают смущение от откровенных вопросов ребенка только лишь потому, что не могут подобрать нужных слов. В свое время они не получили опыт полового воспитания, а посему не могут дать его детям. Важно не отступать. Существует множество книг и энциклопедий, которые помогут найти правильные ответы. Педагоги и детские психологи рекомендуют совместное чтение с детьми. Это поможет преодолеть стыдливость обоим, будет способствовать установлению доверительных отношений. В будущем, если у ребенка возникнут какие-либо вопросы или проблемы, он сможет поделиться переживаниями с родителями, а не замкнется в себе.
Что делать, если ваш ребёнок смотрит порнографические фильмы, ролики
Давайте будем откровенны: наши дети практически не защищены от попадания на порноресурсы. Даже если у вас стоит родительский контроль или ребенок не имеет свободного доступа в интернет, увы, он может увидеть подобный контент в школе у знакомых на всевозможных гаджетах. И мы все меньше можем это контролировать. Судя по статистике, в среднем уже 10-11-летний ребенок сталкивался с порнопродукцией хотя бы однажды. Что же делать? Хочу предложить родителям, подобно доброй фее из сказки «Спящая красавица», уж если не разрушить проклятие полностью, то попытаться его смягчить.
Две характерные реакции родителей, если они обнаружили, что ребенок смотрел порно: скандал, крики, запреты или игнорирование, «как будто ничего не заметил». Оба варианта — следствие потрясения и беспомощности. Мы понимаем, что произошло что-то совсем неправильное, но как реагировать — неясно.
- Будьте спокойны
Ребёнок всегда считывает ваше настроение. «Самая главная ошибка — это очень эмоциональная, неадекватная реакция на произошедшее, — говорит психолог и сексотерапевт Марина Тихонова. — Ни в коем случае не нужно осуждать ребёнка, стыдить его. Если родитель не будет бурно реагировать, удивляться, таращить глаза, хватать ребёнка за руки или бить по ним, то ребёнок подобных эпизодов, скорее всего, даже не запомнит, поскольку они укладываются в этапы естественного развития сексуальности».
- Поговорите и спросите
«Важно выяснить, что происходит с ребёнком, почему он заинтересовался таким видео, при каких условиях это произошло, был ли это единичный случай или это происходит на регулярной основе», — говорит Марина Тихонова. Как правило, это проходящий, познавательный интерес. Заострять внимание и зацикливаться на этой теме не стоит.
- Проанализируйте ответы ребёнка
Удостоверьтесь, что идея посмотреть порно — его собственная и действительно является частью естественного интереса к сексу. Если что-то из ответов вас настораживает, например, есть основания полагать, что посмотреть видео посоветовал кто-то из взрослых, ребёнок зациклился на порно в целом или на каких-то специфических сексуальных темах, есть повод насторожиться.
Через порно подросток может пытаться справиться с какой-то проблемой. «К сожалению, ребёнок не всегда готов рассказать о неприятностях, которые с ним произошли, потому что ему стыдно об этом говорить или он считает, что сам в этом виноват, — отмечает Марина Тихонова. — Если разговор о просмотре видео происходит в очень доверительной обстановке, возможно, ребёнок расскажет о каких-то вещах, с которыми нужно будет идти к специалисту».
Нельзя оставлять ребенка один на один с увиденным
Как же сохранить в детях уже простроенную модель нормального общества, где взрослые — заботливые, хорошие и достойные люди, с которых надо брать пример и на которых хочется быть похожими?
Во-первых, к этому моменту хорошо бы, чтобы тема секса и половых различий была уже затронута в беседах с ребенком. Тогда вам будет, на что опираться в разговоре.
Во-вторых, четко объясните ребенку, что увиденное им — это фейк или специальное кино, и в реальной жизни любящие друг друга люди ведут себя иначе. И дальше говорите о том, что когда между людьми наступает любовь, то касаться и чувствовать тело другого человека действительно приятно. Это совершенно нормальная вещь, все об этом знают, и ты узнаешь, когда твое тело вырастет и сможет испытывать такие ощущения в полной мере. Они называются сексуальными. Но пока твое тело не готово к таким ощущениям. Кроме того, обычно в жизни этим занимаются наедине, это дело двоих людей, и смотреть на это не принято. Это называется интимность. Можно добавить, что в жизни никто так жестко с женщинами не обращается, поскольку для порно характерен некоторый сдвиг в эту сторону.
Все это говорите спокойным и благожелательным тоном, не заламывая рук и не делая ужасные глаза. То есть не пугая, а успокаивая, объясняя реальность.
В-третьих, сообщите ребенку, что вы сожалеете, что он это увидел, такого не должно было произойти. Можно сказать так: «Да, некоторые взрослые смотрят подобные вещи, возможно, им это помогает удовлетворить свои физиологические потребности в сексуальных отношениях, про которые я тебе говорила. Кто-то смотрит, кто-то нет, это их право. Но помни, что на этих порталах все устроено так: чем больше людей на них попадает, тем больше денег получают их владельцы. Что не очень хорошо говорит об этих людях, потому что в их ловушки попадают и дети. Как раз такое произошло с тобой. Может быть, не будем добавлять им просмотры?». Так вы даете адекватную и честную оценку происходящему. И ребенок слышит ваши слова, а не фантазирует себе всякое, например, ваше отношение к этому, думая о вас как о возможном участнике, хихикая или ужасаясь. Возникает больше ясности и меньше вопросов без ответов. Кроме того, вместо жестких запретов, всегда вызывающих желание их нарушить, вы просто объясняете, что правильно делать и как правильно воспринимать.
Итак, самая важная задача взрослых — не оставлять ребенка один на один с «непереваренным» ощущением от увиденного. И это единственное, что мы можем сделать, – помочь ребенку как-то уложить это себе в голову! Что даст шанс ребенку расти и развиваться под вашим руководством в сторону истинной человечности, а не, так сказать, некотором роде зверинности.
Как защитить ребенка от опасностей в сети:
Базовые правила безопасности в сети:
Шаг 1. Установите безопасный поиск во всех браузерах на всех устройствах, родительский контроль. Это защитит ребенка от материалов порнографического содержания при поиске, например, по запросу «мокрые киски». Тогда он действительно увидит намокших котиков, а не то, о чем вы подумали.
Шаг 2. Есть информация, которой нельзя делиться в интернете даже со знакомыми людьми. Точно также, как есть информация, которую мы не разглашаем незнакомым. Это имена и фамилии, пароли, адрес, дорога в школу, это даты поездок и отпусков и пр.
Шаг 3. Объясните, как важен пароль и почему он должен быть сложный: «Недоброжелатели могут вскрыть аккаунт и воспользоваться твоей личной информацией». Научите ребенка, как создавать сложный пароль и проходить двухфакторную аутентификацию.
Шаг 4. Расскажите ребенку о том, что, как и пища бывает хорошей и плохой, также и контент может быть хорошим и плохим. Что такое плохой контент – это разжигание межрасовой, межнациональной ненависти, религиозной нетерпимости, призывы к насилию. Также есть взрослый контент, который обозначается возрастом: «Если написано 12+, а тебе только 8, значит, это информация не для тебя. Она может ранить, запутать или напугать тебя. И этих правил нужно придерживаться. Это то условие, при котором ты можешь получить доступ к интернету».
Шаг 5. Приучайте ребенка самого заботиться о безопасности. Объясните опасность вирусов, онлайн-вымогательств и поручите устанавливать и отслеживать работу антивируса.
Шаг 6. Объясните важность быть хорошим «цифровым гражданином». Слово ранит. Точно также, как и в обычной жизни важно соблюдать правила поведения, также это важно делать и в интернете. Вежливость и уважением vs оскорбления и высмеивание.
Шаг 7. Проведите профилактику секстинга и онлайн-груминга.
Как научить ребенка защищать себя в школе
По мере того, как ребенок взрослеет, появляется интерес к представителям противоположного пола, возникает риск издевательств с сексуальным подтекстом. Варианты могут быть разными:
- дети провоцируют неловкие или смущающие ситуации – в туалете, во время наклона, в раздевалке, делают видео или фото жертвы, распространяют или шантажируют ее;
- дети пристают и издеваются над другими – зажимают, требуют показать или снять трусики, поцеловаться и т.д.;
- пошлые шутки и издевки, связанные с изменениями тела в пубертатный период;
- дети распространяют грязные слухи о других и т.д. и т.п.
Целью таких действий, как правило, является, самоутверждение, месть или достижение своих целей за счет других. Иногда развлечение или отреагирование внутренней агрессии.
Как помочь ребенку, если он столкнулся с издевательством в школе?
Обсудите с ребенком, какие прикосновения, шутки, просьбы являются приемлемыми, а какие нет. Неприемлемое поведение: пошлые фото, неприятные просьбы, шантаж, физическая агрессия.
Если с ребенком уже произошел какой-то инцидент, поговорите с ним об этом.
Очень часто ребенка склоняют к каким-то неприятным действиям или делают что-то, что ребенок не может остановить. Поэтому важно научить ребенка говорить «нет».
ПАМЯТКИ
Как научить ребенка говорить «нет»
Шаг 1. Важность умения отказывать.
Объясните, что иногда отказывать людям – это правильный поступок. Конечно, речь идет не об отказе маме помочь с ужином или отказе убраться в комнате. Нужно уметь сказать «нет», когда ребёнка просят поделиться какой-то вещью, а он не хочет или не может. Когда просят сделать что-то плохое. Когда заставляют делать то, что тебе не нравится или не подходит.
Например, если у ребенка аллергия на определенный продукт, он должен уметь в гостях говорить «нет», если ему предлагают блюдо с ним.
Шаг 2. Мое тело – моя территория.
Объясните ребёнку, что у человека есть абсолютное и полное право на его собственное тело. Никто не может заставить его сделать татуировку, проколоть пупок или пойти прыгать с тарзанки, ожидая травм и увечий. Даже если дело касается простых игр со сверстниками или объятий в семье, то нельзя заставлять малыша делать то, что он не хочет. Конечно, если только речь не идет о посещении врача.
Шаг 3. «Нет» - это не просто слово. Это принцип!
Это не только слово, но и твердый принцип. Скажите сыну или дочери, что отказывать надо с твердостью в голосе, прямо смотря собеседнику в глаза. Поза должна выражать уверенность в себе.
Шаг 4. Повторять нормально!
Скажите ребенку, что часто люди, которые хотят что-то от тебя добиться, начинают настаивать. Настаивать они могут по-разному. Кто-то ноет и жалуется, как ему плохо. Кто-то давит и требует. Кто-то просто монотонно просит, и просит, и просит. Кто-то подкупает и обещает какие-то приятности.
Поэтому иногда необходимо повторить «нет» несколько раз. Нужно уметь отказывать до тех пор, пока от ребёнка не отстанут. И даже если собеседник делает вид, что не слышит вас, вы не обязаны идти ему на уступки.
Шаг 5. Отказы не мешают дружбе!
Объясните ребёнку, что отказать – это не значит предать человека или его дружелюбное отношение. Когда дело касается дружбы, малыш должен понять, что это светлое чувство строится на добровольных отношениях. Когда одному хорошо, а другому плохо – это не про дружбу. Это про подчинение или использование.
В дружбе все взаимно. Один помогает другому, другой помогает первому. Но если ты не можешь помочь, то ты вправе отказать, и друг может тебя понять. Друзья прислушиваются друг к другу и учитывают желания друг друга.
Если ваша дочь часто слышит от подружки: «Если не дашь мне надеть твои сережки, я больше с тобой не дружу», то есть повод задуматься, а было ли это дружбой.
Шаг 6. Умение называть вещи своими именами.
Старайтесь понемногу учить ребенка не только отказывать, но и аргументировать свою позицию. Это непросто для маленьких детей, но мы можем учить их усложнять свои объяснения по мере взросления.
Объяснять, что именно ему не нравится в той просьбе, с которой к нему обращаются.
Например, объяснения самых маленьких детей около 3 лет могут звучать так:
«Нет, это мое» «Нет, я не буду, мне это не нравится» «Нет, мама мне не разрешает».
В 4-5 ребенок может объяснить чуть больше:
«Я не буду делать это, мне это не нравится» «Спасибо, мне это нельзя» «Обижать других плохо. Я не буду так делать»
В 6-7 лет, ребенок может опираться на понятия справедливости:
«Я не буду убирать за тобой мусор, потому что это ты его оставил». «Я не буду класть кнопку на его стул. Он мне тоже не нравится, но делать так неправильно».
Дети 8-12 лет могут уже более сложно оценивать ситуацию.
«Да, учитель ушел и оставил деньги на столе. Мы одни в классе, никто не узнает, что это мы их взяли. Но это воровство, а меня учили вести себя правильно».
Все эти фразы стоит не только рассказать малышу, но и проиграть их в реальных ситуациях, чтобы он был готов к ним.
Шаг 7. Умение сказать «нет» и безопасность.
Объясните ребёнку, что слово «нет» увеличивает личную безопасность. Отказ – это не трусость. Иногда для отказа нужно больше храбрости, чем для согласия. Особенно если идешь на противостояние с большой группой людей. Отказ не сделает вашего ребёнка одиноким, ведь у него всегда будете вы, другие родственники и настоящие друзья, которые будут уважать его за то, что он имеет свое мнение.
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА
ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!
- НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
- ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
- НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
- Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
- Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
Своевременное и тактичное информирование детей о взаимоотношении полов не влечет никаких негативных последствий. Ребенок адекватно воспринимает себя и свое тело, приобретает иммунитет от «грязи». Родители становятся соратниками ребенка в любых неудобных вопросах, а это защищает от возможных преступных действие в отношении ребенка. Недостаток полового воспитания, напротив, вызывает множество заблуждений и травм, способствует развитию различных отклонений в психосексульном развитии и дисгармонии семейных отношений в будущем. Гигиена полового акта так же важна, как и гигиена питания. Родителям важно понять, что рассказывать о сексе не значит учить им заниматься. Роль родителей не в том, чтобы рассказать ребенку о конкретных действиях телесного взаимодействия сексуальных партнеров. Роль родителей гораздо важнее и глубже. Важно заложить основные ценности отношений, дать представление о роли мужчины и женщины, сформировать представление об ответственности перед партнером в отношениях и сформировать границы тела, личности и ощущение собственной ценности и важности.
Секстинг и онлайн-груминг
Секстинг – обмен фото интимного содержания. Онлайн-груминг - формирование доверительных отношений с ребенком с целью его сексуальной эксплуатации/сексуального насилия. В онлайн-груминге цель - получить интимные фото/видео ребенка для последующего шантажа и вымогательства у него денег/более интимных материалов или встреч.
Как защитить ребенка от опасности секстинга?
Шаг 1. Осознайте сами, в чем опасность секстинга:
Зависимость от шантажа и риск принуждения к нежелательным действиям
Подрыв самооценки, нервное истощение, страх и стыд, депрессивные и тревожные симптомы
Подрыв репутации и риск буллинга или кибербуллинга – травли в сети
Риск суицида. Если ребенок попадает в безвыходную ситуацию, мы знаем, как он может попробовать ее решить.
Шаг 2. Объясните ребенку, почему так делать нельзя:
Исходная истина: все, что попадает в интернет, там и остается. Ваш ребенок должен это знать! «Однажды ты захочешь устроиться на работу или поделиться своими достижениями, а это информация может скомпрометировать тебя».
Если кто-то увидит твои интимные фото, тебя могут шантажировать.
Если кто-то увидит твои интимные фото, он может показать их кому-то еще. Даже если не захочет этого, кто-то может надавить на твоего друга.
Во многих странах создание и распространение порнографического материала – уголовное преступление.
Шаг 3. Установите правила обмена сообщениями:
Мы не отправляем фото и видео людям, которых знаем только через сеть. Мы не отправляем личные фото, фото своей комнаты, интимное селфи никому и ни при каких обстоятельствах.
Чтобы понять, какое фото можно отправить, а какое нет, можно воспользоваться «тестом билборда» - отправлять только те фотографии, видеоролики или даже текст, которые готов увидеть на стенах своей школы.
Шаг 4. Обсудите с ребенком, как действовать, если его попросят отправить интимное селфи.
Напомните ребенку о том, как говорить «нет» - иногда можно делать это аргументированно, иногда нет. Обсудите ситуацию, если на ребенка продолжают давить, манипулировать и шантажировать. В таком случае, пусть обязательно рассказывает вам, чтобы посоветоваться, как вести себя. Еще один вариант – заблокировать аккаунт такого собеседника, прекратить с ним общение. Если это близкий друг и страшно сказать родителям, то хотя бы посоветоваться с кем-то из взрослых, кому ребенок доверяет.
Шаг 5. Используйте видео для обсуждения с ребенком
Рус женский вариант https://youtu.be/fRELkyfHUdg
Рус мужской вариант https://youtu.be/zq8nibiv9K8
Обязательно просмотрите видео сначала самостоятельно и определите, подходят ли они вашему ребенку!
Как действовать, если секстинг произошел. Информация для ребенка.
Необходимо прекратить переписку
Не отправлять фото или деньги
Не встречаться с преступником в реальной жизни
Сделать копию переписки
Обратиться к доверенному взрослому (родные, учитель, школьный психолог, социальный педагог)
Обратиться вместе в полицию.
Если нужна помощь и тяжело рассказать взрослым, позвонить на детскую горячую линию.
Как действовать, если секстинг произошел. Информация для взрослых:
Пожалуйста, не ругайте ребенка
Постарайтесь не смотреть на интимные фото – это травмирует ребенка повторно
Не удаляйте переписку, сделайте копии или скрины
Обратитесь в полицию
Если задействованы ученики класса, обратитесь к педагогам и админиистрации школы, чтобы остановить или предупредить буллинг.
ПОЛОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Мое тело, мои чувства» Д. Рюбель. Подходит для детей младшего дошкольного возраста. Книга по-доброму рассказывает об отличиях девочек и мальчиков, особенностях тела, помогает понять свои чувства и эмоции. Помогает сформировать представления о границах тела и о «табу» в отношении действий посторонних людей (в разделе о плохих и хороших прикосновениях).
«Давай поговорим про это» Р. Харрис. Большая книга, которая рассказывает об этапах взросления, строении мальчиков и девочек, появлении детей и воспитании младенцев. Рекомендована к чтению с 5 лет. Какие еще книги можно почитать с детьми: «Давай поговорим о том, откуда берутся дети» Р. Харрис
3–7 лет – Шукшина С. Е. «Я и мое тело. Программа занятий, упражнения, дидактические игры», Селиванов А. А. «Мое тело. Главная книга хороших привычек». 9–12 лет – Фадеева В. В «Как взрослеет мое тело». А также книги с главными героями такого же возраста, раскрывающие общение и взаимоотношения без эротики. 12–15 лет – 3. Мартынюк Д. П. «До 16 и старше», а также книги Лукьяненко (фантастика по возрасту).
Бэйли Джерри, «Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители».
МУЛЬТФИЛЬМЫ И ФИЛЬМЫ
Большинство детей видят постельные сцены еще в дошкольном возрасте. Они знакомятся с сексуальностью через рекламу, фильмы, а позже через интернет. Информации очень много, но чаще она несет больше вреда, чем пользы. Чтобы воспитать культуру половых отношений, в разном возрасте рекомендуется просматривать разные мультики и фильмы:
3–4 года – «Король Лев», «Винни-пух», «101 далматинец», «Книга джунглей», «Дамбо». Ребенок изучает межполовые отношения и роли в семье через животных.
5–7 лет – «Простоквашино», «Праздник непослушания», «Тайна третьей планеты», «Мери Поппинс». Детям важно видеть романтический образ любви, семьи, отношений с близкими.
9–12 лет – ВВС «Он и она», «Невероятное путешествие внутрь человеческого организма». Документальные фильмы помогают сформировать здоровое отношение к своему телу, узнать о предстоящих изменениях и этапах взросления.
12–15 лет – «Дневник Насти», «Шесть раз», «Мы – женщины», «9,99 долларов», «Морщинки», «Нити». Фильмы учат справляться со сложными ситуациями, видеть и осознавать свои проблемы, доверять их близким, что очень важно, так как в этом возрасте половое созревание опережает психическое.
16–18 лет – «Эксгибиционист», «Очень мрачное кино», «Охотник», «Класс», «Говори», «Субмарина», «Загадочная кожа». Фильмы затрагивают различные аспекты сексуальности и помогают выработать правильное отношение к отклонениям.